Во время нашей второй поездки на Крит мы планировали посмотреть фрески старинных византийских церквей Крита. Мы были в подобной поездке по Кипру, и она произвела на нас большое впечатление. Крит, как и Кипр, был частью Византийской империи, и мы были уверены, что там есть что посмотреть в плане византийского искусства. В общем, мы были правы — на Крите существует более 800 церквей с византийскими росписями разной степени сохранности и художественной ценности (а общее число византийских храмов на острове превышает две тысячи). Тем не менее оказалось, что информации по византийским фрескам Крита в открытом доступе не так уж много, и она плохо систематизирована. Не нашли мы и туристических фирм, предлагающих подобные целевые экскурсии. Так что поездку мы все-таки предприняли, однако из-за недостатка информации она получилась не очень простой и не совсем оптимальной. Что-то мы пропустили из того, что нужно было посмотреть, а на что-то только зря потратили время и усилия. Часть церквей была заперта, но у нас не было возможности искать кого-то, кто мог бы открыть дверь. Тем не менее кое-что удалось увидеть, кроме того, мы добавили в отчет немного информации о византийских храмах, полученной из местных изданий, так что получился немного необычный гибрид путевых заметок и ученого трактата. Все же надеемся, что такая форма может быть полезна для тех, кто интересуется византийским искусством Крита.
Поездка наша проходила в основном по долине Амари, в округе Ретимно. Это одно из мест с большим количеством сохранившихся византийских церквей.
Долина Амари — Храм Пресвятой Богородицы в деревне Патсос — Церковь Успения Богородицы в Тронос — Церковь Успения Богородицы в Меронас — Церковь Иоанна Предтечи в Геракари — Церковь Богородицы в Смилес — Церковь святой Анны в деревне Амари — Еще немного информации о византийских храмах долины Амари
Пейзажи долины Амари скрашивали нам тяготы пути.
Наш маршрут начался с деревни Патсос. Здесь находится крестово-купольный храм Пресвятой Богородицы, построенный в начале XIV века, и тогда же расписанный в палеологовском стиле. Церковь была построена во владениях семьи Каллегрис, знаменитых критских землевладельцев времен венецианского владычества. Здесь располагалась епископская резиденция, а храм имел целых девять куполов, что очень много по критским меркам. К сожалению, храм оказался сильно разрушенным, а сохранившиеся фрески сейчас сняты со стен, и будут экспонироваться в археологическом музее в Ретимно. Так что мы увидели только несколько сохранившихся фрагментов.
Далее, осмотрев по дороге двери готического стиля церкви Святой Троицы и Иоанна Богослова в деревне Пантанасса (храм был закрыт), мы приехали в местечко Тронос, также в своё время входившее во владения семейства Каллегрис. Здесь находится церковь Успения Богородицы, построенная в начале XIV века и тогда же расписанная. Фрески сохранились здесь в неплохом состоянии, считается, что здесь работали два разных художника. Храм был закрыт, но ключи находились у хозяина таверны напротив. Он открыл нам дверь и любезно сделал вид, что не замечает, как мы сделали несколько фотографий. Расстались мы друзьями…
Недалеко отсюда находятся развалины раннехристианской базилики древнего античного города Сивритоса. Когда-то это был большой город, стоявший над долиной Амари. Он был уничтожен во время арабского завоевания острова и более не возродился. Но к остаткам базилики надо было подниматься пешком около получаса, и, как пишут, оттуда открываются великолепные виды на долину Амари, но у нас, к сожалению, не было времени. Кстати, храм Успения Богородицы в Троносе стоит на фундаменте, оставшемся от кафедрального собора VI века, и там вроде даже сохранились мозаичные полы того времени. Но мы не обратили на это внимания, поскольку не знали об этом(.
После Троноса мы отправились в деревню Меронас. Там находится церковь Успения Богородицы, фрески этой церкви считаются одними из самых интересных на Крите. Сейчас здесь что-то типа музея. Там нас встретила приятная женщина, рассказавшая немного об истории храма, кроме того, там мы купили небольшой альбом по византийским фрескам области Ретимно. Жаль, что этой книги у нас не было до начала поездки…
Церковь была построена на месте явления иконы Богородицы (на фотографии слева от иконостаса). К сожалению, изображение не сохранилось до наших дней. Справа от иконостаса находится икона Богоматери Одигитрии. В церкви также хранятся иконы из некоторых окрестных храмов. Служительница обратила наше внимание на изображения греческих философов среди росписей храма. Мы их не сфотографировали, неудобно было).
Далее наш путь пролегал в деревню Геракари. По дороге, кстати, можно было посетить храм святого Николая в Эленес, в котором сохранились фрески XIV века, выполненные в народно-безыскусном стиле. Это явно работа местного мастера. Но мы не знали о существовании этого храма и проехали мимо него.
К сожалению, церковь Иоанна Предтечи в Геракари (она находится на некотором расстоянии от деревни) была закрыта. Было видно, что церковь поддерживается в хорошем состоянии и в ней служат, так что ключ скорее всего находится у священника. Насколько мы поняли, остатки фресок XIII века работы местного провинциального художника сохранились в неплохом состоянии в нартексе (притворе) церкви. На переднем плане на фотографии как раз виден пристроенный нартекс с куполом, первоначально храм был безкупольным.
Недалеко от этого храма находится церковь Богородицы в Смиле. Сохранившиеся фрески начала XIV века замечательны своей экспрессивностью. Но мы опять же не знали об этой церкви(.
Несколько расстроившись, но все же не теряя оптимизма, мы отправились в деревню Амари. В окрестностях этой деревни находится церковь святой Анны. По некоторым сведениям, здесь сохранились самые старые византийские фрески Крита, датируемые 1225 годом, хотя на Крите встречаются и более ранние фрески. Сама церковь была построена в конце XII века.
Церковь была закрыта на веревочку с гвоздиком, так что мы легко проникли внутрь. Фрески почти не сохранились, но нас впечатлила сама атмосфера в церкви, внутреннее умиротворение и покой, так что немного побыли в ней. Однако пора было отправляться дальше.
Неподалеку от церкви Святой Анны находится трехнефная базилика Богородицы Керы (Кера Панагия). Фресок там нет, на сам храм достоин посещения. К сожалению, туда надо было идти пешком, а у нас опять же не было времени.
Также в районе долины Амари находится церковь Святого Георгия в Монастираки (Опсигиас) с уцелевшей фреской Богоматери Знамение в конхе алтарной апсиды, церковь Архангела Михаила в Монастираки начала XIV века с уцелевшей композицией Успения Богородицы, ближе к Троносу — церковь Иоанна Богослова в Калогеру с фресками середины XIV века и церковь Святого Онуфрия неподалеку от селения Генна, расположенная на кладбище. Сохранившиеся фрески этой церкви выполнены рукой талантливого мастера. Интересны росписи церкви Богородицы в Лампиотес, но к этой церкви, как мы поняли, сложнее подъехать.
В целом, на наш взгляд, для получения представления о критских византийских фресках можно было ограничиться уже перечисленными храмами в районе деревни Амари, и поездка получилась бы не слишком тяжелой. Остается, правда, невыясненным вопрос, открыты ли эти церкви. Насколько мы поняли, раньше церкви на Крите никогда не закрывались, но сейчас, с открытыми границами, наплывом беженцев и т.п., на Крите стали случаться воровство и осквернение церквей. Возможно, церкви стали запирать для избежания таких ситуаций.
А наш путь лежал дальше, в южном направлении. Продолжение следует…