Итак, покинув район деревни Амари, мы отправились дальше, в деревню Фурфурас. К югу от этой деревни находятся церковь Святого Георгия первой половины XV века и остатки монастыря Богородицы Панагии. Но мы уже торопились, и не стали искать эти храмы. Далее к югу лежит деревня Аподулу, а в её окрестностях расположена церковь святого Георгия с росписями XIII века. Попытка подъехать к ней не удалась из-за плохой дороги. Таким образом, в конце концов, мы спустились до деревни Агия Галини на южном побережье Крита, и, не заезжая в неё, повернули назад, на север. Эта часть пути была уже намного легче, она проходила по хорошей трассе Ретимно — Агия Галини, в то время как первая часть поездки шла по горным серпантинам, с дорогами не очень хорошего качества. Итак, от Агия Галини начался наш обратный путь.
Церковь Христа Спасителя в деревни Акумиа — Церкви Иоанна Богослова и Богородицы Панагия в деревне Киссос — Церкви Христа Спасителя и св. Феодора и Харалампия в Спили — Церкви св. Ирины, св. Марины и св. Георгия в деревне Мурне — Храм Богородицы в Лампини
Но сначала — еще немного горных пейзажей.
Первой церковью с византийскими фресками на нашем обратном пути была церковь Христа Спасителя в деревне Акумиа. Найти этот храм было нелегко… Деревня Акумиа примечательна тем, что через неё проходит дорога к известному пляжу Триопетра, и как только мы пытались что-то спросить, нас тут же отправляли на пляж. Но в конце концов благодаря помощи местного жителя, который лично отвел нас, мы попали в эту церковь. Самим найти её почти невозможно — она спрятана на склоне горы посреди обычных деревенских домов, и со стороны её практически не видно. Интересна сама форма этого храма — похоже на две церкви, стоящие одна за другой. Мы видели на Крите подобные церкви и в других местах. Видимо, первая церковь была совсем маленькой, а потом, с ростом населения, к ней пристраивалось еще одно помещение.
В церкви Христа Спасителя в деревне Акумиа сохранились фрески XIV века. Надо сказать, посещение этой церкви произвело своеобразное впечатление — когда стоишь в ней, из-за маленьких размеров и неплохо сохранившихся фресок, кажется, что стоишь прямо среди святых. Почти на небесах…
Далее наш путь лежал в деревню Киссос. Она лежит немного в стороне от трассы Ретимно — Агия Галини и в её окрестностях находятся несколько интересных храмов. Первой мы посетили церковь св. Иоанна Богослова. Это однонефный сводчатый храм без окон. Его стены покрыты двумя слоями росписей, XIII и XV веков, сохранившихся в относительно неплохом состоянии. Деревянный резной иконостас датируется началом XX века.
Далее за церковью св. Иоанна Богослова находится церковь Богородицы Панагии. Пишут, что она украшена замечательными фресками начала XIV века, особенно удались изображения грешников в сценах Страшного Суда. К сожалению, церковь была заперта, и единственное, что мы смогли — это сфотографировать её из-за забора((.
Еще дальше за деревней Киссос находится монастырь Святого Духа, основанный еще в XII веке. Монастырь был разрушен турками в начале XIX века, а монахи убиты. Сейчас монастырь восстановлен, и вроде он действует. К сожалению, туда нет хорошей дороги, а идти пешком у нас опять же не было времени.
Далее путь наш лежал в деревню Лампини. Она расположена относительно недалеко от известной деревни или городка Спили, находящегося на трассе Ретимно-Агия Галини. Уже позднее мы узнали, что в самом Спили есть две церкви византийского периода. Одна — это церковь святых Феодора и Харалампия, святого епископа Магнесийского. Здесь фрески остались только в алтарной части. Вторая церковь, в которой фрески сохранились лучше — это церковь Христа Спасителя на кладбище в южной части Спили. Пишут, что здесь работали два разных художника. Один писал в классическом «линейном» стиле, второй — в более мягком стиле поздних Палеологов.
Также неподалеку от Спили находится небольшая деревня Мурне. В районе этой деревни находятся три храма византийского периода — церковь Святой Ирины в самой деревне, церковь Святой Марины в окрестностях и церковь Святого Георгия на кладбище. Лучше всего сохранились фрески в церкви Святого Георгия, они написаны в таком крепком провинциальном стиле. В церкви Святой Ирины и в церкви Святой Марины росписи сохранились хуже.
В деревне Лампини находится большой крестово-купольный храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь когда-то была кафедральным собором епархии Лампини, существовавшей с пятого века. Фрески в ней были выполнены в лучших традициях позднепалеологовского стиля, однако от них мало что осталось. Мы их, собственно, не увидели, поскольку храм был закрыт, но вероятно, это было связано с тем, что мы приехали уже вечером. Видно, что за церковью ухаживают, она оборудована подсветкой и видеонаблюдением, так что скорее всего днем храм доступен или, во всяком случае, можно найти кого-то, кто открыл бы дверь. Но мы ограничились лишь внешним осмотром.
В завершение нашего маршрута мы заехали еще в пещерную церковь Святого Антония, неподалеку от деревни Патсос. Она никак не связана с византийским искусством, но её посещение придало какую-то завершенность нашему путешествию. Церковь Святого Антония находится на дне ущелья Патсос, рядом с текущей горной речушкой. Видно было, что место посещаемое, но поскольку мы были вечером, у нас получилось в одиночку прогуляться по ущелью, постоять в церкви, вслушаться в тишину этого места.
На этом наша поездка закончилась, но мы еще не прощаемся с византийскими храмами Крита. В следующей части мы планируем поделиться собранной информацией о византийских церквях поблизости от Ретимно и в районе Милопотамос, к которому относилось и место нашего проживания, поселок Бали.