По византийским храмам Кипра (часть 1)

Как всегда, долгими и холодными зимними вечерами хочется освежить в памяти отпускные впечатления. На этот раз, в 2013 году, впечатления были кипрские.

На Кипре мы были в составе паломнического тура. Поскольку история христианства на острове восходит ко временам первых апостолов, на Кипре сохранилось много православных святынь, несмотря на долгую и непростую судьбу острова. Большинство наших поездок по Кипру проходили по обычным паломническим маршрутам, поэтому нет смысла их как-то описывать, возможно, чуть позже я просто выложу сделанные фотографии. Но об одной поездке хочется рассказать отдельно, поскольку она не входила в число стандартных маршрутов, и произвела на нас большое впечатление. Это была поездка по небольшим горным церквям, в которых сохранились оригинальные византийские фрески X — XV вв.. Благодаря сохранившимся росписям эти храмы были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нам пришлось проявить некоторую настойчивость, чтобы такая поездка состоялась, и мы небольшой тесной компанией поехали по горным дорогам Кипра, в сопровождении отца Антония, русского священника, служащего в Никосии.


Церковь Святого Креста в деревне Пелендри — Церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы в деревне Лагудера


Маршрут поездки по византийским храмам Кипра

Маршрут поездки по византийским храмам Кипра

Все церкви из Списка ЮНЕСКО располагаются в центре Кипра, в горном массиве Троодос. На побережье, в более доступных местах, старые церкви в основном не сохранились, поскольку чаще разорялись завоевателями, которых было немало в истории острова.

Не во всех церквях нам удалось фотографировать, поэтому при написании отчета я также использовал открытки и брошюры, купленные на месте.

Первой на нашем пути была церковь Святого Креста в деревне Пелендри. К сожалению, в храме проводились реставрационные работы, и посмотреть росписи как следует не удалось.

Церковь Святого Креста в деревне Пелендри

Церковь Святого Креста в деревне Пелендри

Церковь Святого Креста находится на небольшом холме в центре современной кипрской деревни. Она была построена в начале XIV века, так что, по кипрским меркам, церковь не такая уж и старая. Росписи были выполнены еще позднее, в конце XIV — начале XV веков.

К этому времени Кипр около двухсот лет находился под властью западных завоевателей-крестоносцев из династии Лузиньянов, что не могло не повлиять на стиль росписей храма. Часть фресок выполнена в поздневизантийской манере, времен династии Палеологов, другая часть выполнена в более простой манере; кроме того, заметно влияние западноевропейской живописи.

Евангелист Лука. Роспись церкви Святого Креста в деревне Пелендри

Евангелист Лука. Роспись церкви Святого Креста в деревне Пелендри

Вознесение Христово

Вознесение Христово

Эти росписи считаются  характерными образцами поздневизантийской живописи


Крестный путь. Роспись храма Святого Креста в деревне Пелендри

Крестный путь. Роспись храма Святого Креста в деревне Пелендри

 

В этой фреске явно чувствуется влияние средневековой европейской живописи, хотя я и небольшой специалист в данной области:).

 Вот еще два изображения святых из этого храма. Святой Антоний, один из основателей восточного монашества, и Симеон Столпник.

Святой Антоний

Святой Антоний

Симеон Столпник

Симеон Столпник

 

Главной святыней церкви Святого Креста, естественно, является большой деревянный крест, частично окованный железом. Но, насколько мы поняли, крест был привезен сюда во времена крестоносцев, и к собственно византийскому наследию он не имеет отношения.

В целом, этот храм не произвел на нас большого впечатления, возможно, из-за ремонтно-реставрационных работ, мешавших спокойно рассмотреть фрески и росписи.

Зато в следующем пункте нас ждала настоящая жемчужина византийского искусства — церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы в деревне Лагудера.

 


 

Церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы (Панагия ту Арака) в деревне Лагудера.

Церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы (Панагия ту Арака) в деревне Лагудера.

Еще один вид на церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы

Еще один вид на церковь Пресвятой Богородицы Аракиотиссы

На фотографиях выше можно видеть главные особенности старых церквей Троодоса. Во-первых, в это время в византийской империи возобладал крестово-купольный тип православного храма. Однако в горах Троодоса, на Кипре, церкви в основном строились в виде одного вытянутого объема, иногда увенчанного куполом, а иногда просто покрытого скатной крышей. Обычно позднее к храмам делались различные пристройки — притворы, боковые приделы.

Старый каменный храм закрыт защитной деревянной постройкой

Старый каменный храм закрыт защитной деревянной постройкой

Вторая особенность — уже в средние века эти церкви были прикрыты сверху вторыми крышами или вообще обнесены дополнительной постройкой. Это делалось для защиты зданий от осадков, поскольку в горах Троодоса нередко идет дождь, а зимой и снег. Таким образом, на фотографии мы видим не сам старый храм, а деревянную постройку вокруг него. Церковь, построенная из местного камня, скрывается внутри, как можно увидеть на этой фотографии.

Снаружи церковь не производит впечатления, но всё меняется, когда входишь внутрь, ты словно оказываешься в ином, Небесном мире.

Архангел Гавриил в сцене Благовещения.

Архангел Гавриил в сцене Благовещения.

Церковь была построена в конце XII века, еще до завоевания Кипра крестоносцами, и тогда же была расписана. В XI — XII вв. Кипр имел большую стратегическую важность для Византии, и связи с центром империи в это время были особенно тесными. Фрески Лагудеры считаются яркими образцами монументальной росписи династии Комнинов.

Христос Пантократор в куполе храма.

Христос Пантократор в куполе храма.

Удивительно, что такие росписи были выполнены в небольшой сельской церкви, затерянной в горах на окраине империи. Есть косвенные свидетельства, что автором большинства фресок был художник и монах из Константинополя Феодор Апсевд (Апсевдис). На Кипр он прибыл по приглашению Святого Неофита, одного из наиболее известных православных подвижников Кипра.

Богородица Аракиотисса.

Богородица Аракиотисса.

Богородица Аракиотисса. В этом изображении есть одна неканоническая деталь — у младенца Иисуса в ухе сережка. Вероятно, это отражает местную кипрскую традицию — сережку носил единственный сын у матери, чтобы окружающие могли проявить к этому ребенку особое внимание и заботу — ведь у него нет братьев и сестер.

Эпитет Богородицы «Аракиотисса» происходит от слова «арака» — горошина, но как горошина оказалась связана с Богородицей, в настоящее время неизвестно.
Этот образ считается самым ранним образцом иконографического типа Богоматери «Страстной», поскольку ангелы на фреске держат орудия Страстей — крест, копье и губку.

В этой церкви встречается не очень распространенный (во всяком случае, у нас) тип парного изображения Богородицы и Иисуса Христа. Их изображения находятся на колоннах слева и справа от иконостаса, причем Богородица держит в руках свиток, описывающий диалог между ней и её сыном. Богородица просит милости и спасения для смертных, а Христос, хотя и говорит сначала, что люди слишком погрязли в грехах, но потом ради просьб своей матери обещает людям прощение и спасение. Поскольку иконное изображение не показывает какой-то конкретный момент времени, а стремится передать сущность явления, наверное, можно сказать, что Богородица всегда просит за людей, а Христос всегда обещает им спасение. Такой иконографический тип Богородицы обычно называют Богородица Параклесис — «Заступница» или «Просительница», а Христос назван «Отвечающим» (Антифонитес).

Богородица Параклесис ("Заступница")

Богородица Параклесис («Заступница»)

Христос Антифонитес ("Отвечающий")

Христос Антифонитес («Отвечающий»)


Ещё несколько изображений из этого храма.

Рождество Христово

Рождество Христово

Архангел Михаил со скипетром и державою

Архангел Михаил со скипетром и державою

Святой Антоний

Святой Антоний

Это тоже святой Антоний, как и на фреске, показанной выше, из церкви Святого Креста. Но стиль изображения совершенно другой, более строгий и сосредоточенный. «Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот видит зарю Духа».

Лазарь, друг Христа

Лазарь, друг Христа

Лазарь, друг Христа. Тот самый, который был воскрешен Христом на четвертый день после смерти. Лазарь очень почитается на Кипре, поскольку после своего воскрешения он приехал сюда из Израиля и прожил на острове еще тридцать лет. Очень лаконичное и одновременно впечатляющее изображение.


Церковь Богородицы Аракиотиссы (Панагия ту Арака) в восемнадцатом веке. Рисунок Григоровича-Барского.

Церковь Богородицы Аракиотиссы (Панагия ту Арака) в восемнадцатом веке. Рисунок Григоровича-Барского.

Интересно, что эту церковь в первой половине XVIII века посетил русский путешественник Василий Григорович-Барский. Однажды в молодости он пошел из Киева во Львов, да так и не смог остановиться следующие тридцать лет. На Кипре он побывал три раза и обошел почти все местные церкви и монастыри. После себя он оставил обширные записки и рисунки. Вот так выглядела тогда церковь Панагия ту Арака, вернее, тогда она еще была частью действующего монастыря.

Окрестности церкви Богородицы Аракиотиссы.

Окрестности церкви Богородицы Аракиотиссы.

Однако, как ни понравилось нам эта церковь, пора двигаться дальше, а то уж слишком долго здесь задержались:). Бросим последний взгляд на окрестности и поедем к следующему храму.

Комментирование запрещено