Когда-то мы уже бывали на Крите, и Крит пришелся нам по душе. Поэтому, когда предоставилась возможность, мы снова собрались туда, и опять в октябре, и опять в поселок Бали). В этот раз мы старались посетить места, связанные с историей Крита, с его византийским и пост-византийским прошлым, и это позволило нам немножко увидеть и почувствовать тихий «внутренний Крит», по поверхности которого проносятся миллионы туристов. Этими впечатлениями мы и попробуем поделиться.
Поселок Фоделе — Эль-Греко — Монастырь святого Пантелеймона
В один из дней мы побывали в монастыре св. Пантелеймона, неподалеку от деревни Фоделе. Эта деревня находится примерно посередине между Ираклеоном и Ретимно, и известна тем, что в ней родился известный художник Эль-Греко. Поэтому по дороге в монастырь мы посетили дом, принадлежавший семье Эль-Греко. В доме сохранилась мастерская художника и устроен «виртуальный музей», в котором находятся копии его картин, представленные в виде подсвеченных витражей. Экспозиция музея произвела на нас впечатление, хотя мы и не ожидали увидеть здесь что-то особенное. Даже в копиях видно, что Эль-Греко был талантливым художником, и, насколько можно судить, мистиком-визионером. Но в целом такой стиль нам, конечно, неблизок. Кстати, учителем Эль-Греко (его настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос) был один из самых знаменитых критских иконописцев Михаил Дамаскин, которого мы еще упомянем в нашем рассказе.
Прямо напротив дома Эль-Греко находится византийская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы начала ХIV века, построенная на фундаменте базилики первого византийского периода VII-IX вв. В церкви частично сохранились фрески, однако увидеть их практически невозможно, поскольку церковь постоянно закрыта. Говорят, что местный совет пытается добиться от правительства ставки для хранителя церкви, а пока её просто заперли.
Монастырь св. Пантелеймона спрятан в горах, в нескольких километрах выше от деревни Фоделе. Для выбора такого укромного положения были свои основания. Дело в том, что этот монастырь был основан тремя монахами, пришедшими сюда из монастыря св. Антония, который находился на побережье и был разрушен во время одного из военных нападений, а оставшиеся в живых монахи ушли в горы в поисках более скрытого от посторонних взглядов места. До конца неясно, в какое время это произошло — то ли в середине XVI века, когда побережье Крита подвергалось постоянным набегам пиратов, то ли в середине XVII века, уже во время долгой турецко-венецианской войны. Бурная критская история не способствовала хорошей сохранности документов. Во всяком случае, в конце XVII века монастырь св. Пантелеймона уже существовал. Сюда же были перенесены и уцелевшие святыни из монастыря св. Антония. Кстати, в монастыре мы приобрели хорошую, недавно изданную книгу по истории обители, так что сведения об этом замечательном месте почерпнуты в основном оттуда.
В XIX веке монастырь процветал во многом благодаря своему настоятелю Неофиту Педиотису, который пришел сюда еще мальчиком и затем почти на протяжении 60-ти лет был в нем настоятелем. Монастырь принимал активное участие в освободительной борьбе против турок, а настоятель Неофит Педиотис сам участвовал в сражениях. Во время его настоятельства здесь активно проводились строительные работы, восстанавливались старые постройки и строились новые. При Неофите Педиотисе был отремонтирован и вход в монастырь. До нашего времени (вверху справа над входом) сохранилась вырезанная на камне надпись: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную» (Матф. 7:14).
Монастырь был достаточно большой по критским меркам. Он располагался на трех выровненных террасах и включал главную церковь (кафоликон), монашеские кельи, дом настоятеля, гостевой дом, складские помещения, мельницу для отжима оливок. Все постройки были обнесены большой стеной.
Как ни странно, монастырь понес наибольшие потери в начале 70-х годов XX века, когда большая часть построек была разрушена, осталась практически только главная церковь. Формальным предлогом явился поиск кладов, якобы спрятанных в стенах монастырских построек, но реально, видимо, основную роль сыграло то, что монастырю принадлежали значительные земельные владения, которыми кто-то пытался завладеть в смутные времена реформ «черных полковников». Правда, информации об этих событиях у нас очень мало, и что там происходило на самом деле сказать трудно. В настоящее время монастырь восстанавливают два монаха и два послушника.
Монастырская церковь содержит два придела, южный (справа на снимке) посвящен св. Пантелеймону, северный — св. Антонию, вероятно, в память о том разрушенном монастыре, из которого сюда пришли первые монахи. Колокольня между приделами построена на рубеже XX века, поскольку при турецком правлении колокольный звон и строительство колоколен было запрещено.
Одной из главных святынь монастыря была икона Богоматери Одигитрия, конца XIV века. Однако сейчас она хранится в епархиальном музее в Ираклеоне. Икона была поновлена в 19-м веке, и, вероятно, согласно тогдашним вкусам, древняя икона показалась простоватой, недостаточно «украшенной», поэтому её дополнили ангелами. В монастыре хранится десница целителя Пантелеймона. Здесь также находятся две иконы знаменитой «критской школы»: «Страшный Суд» и «Собор всех святых». Есть версия, что они принадлежат кисти Михаила Дамаскина, одного из самых известных критских иконописцев. Но всё же вероятнее, что они написаны позднее, в XVII веке. Немного подробнее о критской иконе мы поговорим при рассказе о посещении музея христианского искусства.