Во время нашего второго посещения Крита мы столкнулись с таким интересным явлением, как критская школа иконописи. Точнее, я узнал о ней еще дома, но информации было немного, и захотелось разобраться с этим вопросом непосредственно на месте. Поэтому вскоре после прилета на Крит мы собрались в Ираклион, в местный епархиальный музей христианского искусства.
Ираклион — Музей христианского искусства — Критская школа иконописи — Ангелос Акотантос — Михаил Дамаскин
Музей христианского (иногда пишут церковного) искусства располагается в храме св. Екатерины Синайской, в центре Ираклиона, рядом с собором св. Тита. Интересна история самой церкви, в ней, как в капле воды, отразилась вся бурная критская история. В венецианской период (т.е. с начала XIII века) церковь св. Екатерины была главным храмом (кафоликоном) большого монастыря, основанного еще в византийский период. Монастырь располагался на холме за крепостными стенами средневекового Ираклиона (тогда город назывался Кандия). Критский монастырь св. Екатерины был подворьем знаменитого монастыря св. Екатерины на Синае, весь венецианский период связи между монастырями не прерывались.
Монастырь был одним из крупнейших на Крите, он сыграл значительную роль в сохранении Православия на острове как образовательный и иконописный центр. После турецкого завоевания в конце XVII века часть святынь монастыря была вывезена, часть утрачена, а церковь св. Екатерины был обращена в мечеть. В начале XX века здесь образовался лагерь беженцев, прибывших сюда из Малой Азии во время греко-турецкого конфликта. Лагерь просуществовал здесь почти до начала Второй мировой войны. В конце 60-х годов в церкви св. Екатерины усилиями критской церкви был создан музей христианского искусства. После нескольких ремонтов здания, окончательно закончившихся в 2015 году, здесь открылась обновленная экспозиция.
Экспозиция по российским меркам небольшая, но вполне достойная. Представлено несколько ранних икон XIV-XV вв. (одна из них происходит из монастыря св. Пантелеймона, о чем мы уже говорили), а также две фресковые композиции второй половины XIII века.
Икона «Христос Пантократор» выполнена в типичном византийском палеологовском стиле. Вероятно, это работа константинопольского художника, переселившегося на Крит.
Фрагменты фресок, хранящиеся в музее, происходят из одной из византийских церквей неподалеку от Ираклиона. Они принадлежат кисти местного критского художника.
Однако основную ценность и гордость экспозиции представляет собрание икон критской школы. Характерной чертой этой школы является соединение византийской иконописной традиции и европейской, прежде всего итальянской живописи. Несмотря на венецианское завоевание, связь Крита с Константинополем не прерывалась. На остров приезжали столичные художники, выполнявшие заказы по росписи храмов и написанию икон. С конца XIV века и особенно с середины XV века, после падения Константинополя, на остров стали переселяться столичные художники, образовавшие свою колонию, позднее ставшей гильдией. С этого времени Крит становится одним из важнейших центров иконописания. Иконы критской школы пользовались популярностью как в греческих общинах, так и в Западной Европе, особенно в Италии и Франции. Критские художники, наряду с классическим византийским стилем, освоили стиль венецианской готики, и могли писать как в «греческой», так и «латинской манере», в зависимости от требований заказчика.Все это способствовало сложению особой критской школы иконописи, постепенно включившей в себя элементы западного искусства — готики, ренессанса, маньеризма, барокко.
Одним из первых художников критской школы был Ангелос Акотантос (первая половина XV века). Он был продолжателем византийской традиции (возможно, он переселился на Крит из Константинополя), однако вводил в свои иконы новые темы. Он был руководителем иконописной школы, благодаря чему оказал большое влияние на критскую иконопись. В музее находятся две иконы его работы.
Святой Фанурий — один из самых почитаемых святых на Крите. На иконе слева он изображен в воинских доспехах, в ногах у него находится поверженный змий. К сожалению, икона сохранилась в не очень хорошем состоянии, к тому же она была обрезана справа и снизу, так что змия почти не видно.
Также одно из чудес святого Фанурия показано на нижней части двойной иконы кисти Акотантоса. Это чудо было связано со спасением критских священников, захваченных турками, и спасенных благодаря заступничеству святого Фанурия. По возвращении на Крит лодка со священниками попала в шторм, и святой Фанурий снова пришел к ним на помощь. Из мелких забавных деталей на этой иконе можно отметить изображение двух убегающих бесов, вызвавших бурю для потопления священников.
Одним из самых известных и плодовитых мастеров критской школы был Михаил Дамаскин (Дамаскинос), работавший во второй половине XVI века. Его работы хорошо представлены в музее. В это время критская школа уже значительно отходит от традиций византийской иконописи и подвергается сильному влиянию итальянской живописи, появляются новые сюжеты, сложные многофигурные композиции, символические изображения, меняется техника и стиль иконописи. Все эти черты в полной мере выразились в работах Михаила Дамаскина.
В этой работе специалисты видят сочетание византийской иконографии с картиной «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (гравюры с её изображением были широко распространены). Можно отметить своеобразное построение пространства на этой иконе — в ней используется западная прямая перспектива, однако она не распространяется на фигуры, изображенные в традиционной иконной обратной перспективе.
В иконе «Божественная Литургия» объединены две темы — Причастия и Новозаветной Троицы (Бог-Отца, Бога Сына и Святого Духа в виде голубя между ними). Нимб вокруг голубя смыкается с нимбом Отца, но отделен от нимба Сына — специалисты считают, что тем самым здесь выражен православный догмат об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, но не от Сына. Троица окружена ангельскими чинами, показанными в иерархическом порядке (Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства и т.д.). Внизу изображены Адам и Ева.
В этой иконе используется образ неопалимой купины — горящего, но не сгорающего куста, явленного пророку Моисею. Неопалимая купина традиционно рассматривается как ветхозаветный прообраз Богоматери. На иконе одновременно изображено несколько библейских сцен, связанных с жизнью Моисея. Справа изображен прп. Иоанн Дамаскин, прославившийся своей борьбой против иконоборцев и почитанием икон Божией Матери.
В музее представлены и иконы периода турецкого завоевания острова. Приведем здесь две из них. Богоматерь Кардиотисса (Сердечная) — один из очень почитаемых на Крите образов Богоматери. Эта икона происходит из известного критского монастыря Панагии Кера (монастырь Керы Кардиотиссы). Считается, что оригинал иконы, чудесным образом явленный еще в IX веке, был украден и вывезен в Италию в конце XV века, а это один из списков, в разное время находившихся в монастыре.
Также ниже показана икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Это поздний список с иконы работы Михаила Дамаскина.
На этом нам пора закончить опять затянувшийся рассказ и отправиться дальше, на этот раз по византийским храмам Крита…