Из Дарджилинга наш путь лежал в западную часть Сиккима, однако сначала нас завезли на одну из чайных фабрик в пригороде, для закупки знаменитого местного чая. Лично мы уже запаслись чаем в одном из многочисленных чайных магазинов Дарджилинга и, в общем, оказались правы — на фабрике выбор был меньше, а цены выше. Но всё равно было интересно побывать на высокогорной чайной плантации. Чай, собираемый в этих местах, считается одним из лучших, если вообще не самым лучшим, видом индийского чая.
По нашему впечатлению, сами индусы его не пьют, видимо, дороговато для них получается. В гостиницах и ресторанах нас угощали обычным чаем из пакетиков с неизвестным содержимым. Однако по нашим меркам цена была вполне демократическая, так что мы взяли с собой столько «Дарджилинга», сколько могли увезти.
После небольшой остановки на чайной фабрике движение продолжилось, и вот наконец мы пересекаем границу Сиккима. Как я уже писал в первой части, Сикким пользуется значительной автономией и у него есть своя охраняемая граница. Нам пришлось еще раз пройти паспортный контроль и получить в загранспаспорте особую отметку. Географической границей западной части Сиккима является река Рангит.
Почти все дороги в Сиккиме представляют собой горный серпантин. Полотно узкое, повороты крутые, встречных машин не видно, поэтому при подъезде к повороту водители сигналят для предупреждения. Хорошо хоть, движение не очень оживленное.
Первая остановка в Сиккиме была в городке Джортханг. Забавный такой городок на берегу реки Рангит.
Нам показалось, что с образованием в Индии дела идут неплохо. На всем маршруте постоянно встречались группки одетых в аккуратную школьную форму детей, идущих на занятия или с занятий. И это не только в городах, но и самых отдаленных горных районах. И вообще дети в Сиккиме впечатлили — непосредственные, веселые, с открытыми лицами.
В этот день мы посетили ещё и древнюю (точнее, вторую от основания государства) столицу Сиккима — Рабденце (Рабденцзе). Но сначала — небольшое лирически-историческое отступление
Как я уже говорил ранее, Сикким представляет собой довольно необычное историческое явление. Первые достоверные упоминания о Сиккиме в исторических хрониках появляются только в XVII веке. По буддийским тибетским представлениям, Сикким представлял собой «скрытую долину» — некое мистическое, укрытое от глаз посторонних благоприятное для жизни и медитаций место.
Легенды о скрытых долинах относятся к тибетским преданиям о терма, или «скрытых сокровищах». Согласно старейшей школе тибетского буддизма нингма, основатель этой школы Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) спрятал множество сокровищ, чтобы в будущем их нашли его последователи. К таким сокровищам относились священные тексты, ритуальные инструменты, клады драгоценностей, целебные источники, а также тайные учения, вложенные в умы некоторых учеников, чтобы они вспомнили их в следующих жизнях. Кроме того, Падмасамбхава скрыл с помощью сверхъестественных сил несколько долин в Гималаях и близлежащих местах, и поручил защиту этих долин местным духам и божествам.
Таким образом, туман, дикие животные и другие препятствия, закрывающие доступ в «священные долины», на самом деле являются проявлениями этих божеств. Считается, что скрытые сокровища невозможно обнаружить обычным способом, для их открытия нужно практиковать медитацию и обрести истинное видение.
Для тибетцев «скрытые долины» представлялись своего рода раем на земле. Там можно было не только найти удобное убежище, но и получить духовное преображение. По словам нашего местного гида, в Тибете буддийские монахи проходили теоретическое обучение в монастырях, а затем они посещали Сикким для реализации своих знаний на практике, обретения сверхспособностей и просветления. Однако, прослужив назначенное ей время в качестве убежища, «скрытая долина» постепенно теряет свои особые качества и превращается в обычное место, доступное для всех желающих.
Как уже понятно, найти скрытую долину может только буддийский мастер высокого уровня. Согласно традиции, в начале XV века знаменитый тибетский лама Ригдзин Годем открыл проход через Гималаи в теплые долины Сиккима. Тогда эта местность называлось Баюл Демоджонг, или «Скрытая долина риса». Здесь жило немногочисленное коренное население, но в основном этот район был пуст и недоступен из Тибета.
Ригдзин Годем не вернулся обратно в Тибет, но отправил на родину послание, привязанное к шее орла, в котором рассказал о «скрытой долине», лежащей к югу от Тибета. Большая ступа, возведенная недалеко от Гангтока, столицы Сиккима, содержит череп Ригдзина Годема, первооткрывателя Баюл Демоджонг. Считается, что «скрытая долина» в Сиккиме открыта еще не вся, тайная ее часть спрятана в «карманах» под снегами главной священной горы Сиккима — Канченджанги.
Примерно через двести лет, в середине XVII века, трое тибетских лам, представителей трех разных подшкол традиции Нингма, завершили открытие Сиккима. Они установили королевскую династию Сиккима и благословили на царство первого правителя, Пунцога Намгьяла. Место, где состоялась коронация первого правителя Сиккима, стало столицей нового княжества и позднее получило название Юксом (мы еще посетим это место).
Три чортена (ступы) — место поклонения трем великим ламам, утвердившим династию. Правители Сиккима носили титул Чогьял («Дхарма раджа») — праведный правитель, царь дхармы. Чогьялы, естественно, были тибетцами, как и все население Сиккима в то время.
Следующий правитель перенес столицу в Рабденце. Место было выбрано хорошее, правильное, однако неудачное в военном отношении. Из-за близости к непальской границе оно часто подвергалось военным нападениям. Окончательно Рабденце было разрушено непальцами в начале XIX века. Столица к тому времени уже была перенесена вглубь страны.
Сиккимская династия оказалась не слишком могущественной. В постоянных столкновениях с непальцами и бутанцами, а затем и англичанами, сиккимские чогьялы постепенно утрачивали власть и территории. С конца XIX века Сикким становится протекторатом Англии, а с середины XX века — независимой Индии. После ряда событий и народных волнений Индия ввела в Сикким свои войска, власть чогьяла была упразднена, и после референдума 1975 года Сикким присоединился к Индии. Видимо, сыграл роль и национальный фактор — тибетская династия не могла править над непальским, в основном, населением. Формально династия существует и поныне, сейчас живет и здравствует тринадцатый чогьял, но он всецело частное лицо, никаких официальных должностей и званий у него нет.
Посещение разрушенной столицы не могло не вызвать чувство печали. Вспомнилось одно из когда-то любимых мною стихотворений японского поэта Кукая.
Кто строил храм,
Тот умер.
Ветер столетий
Пронзает душу.
Падаю в мох
Вместе со снегом.
Но перемены не остановить, а впереди нас ждали новые места…