Монастырь Пемаянцзе был основан в конце XVII века одним из трех лам — основателей династии Чогьялов, затем был значительно расширен во времена третьего Чогьяла. Монастырь украшен впечатляющими росписями на буддийские темы и статуями буддийских божеств. Главная статуя, как и следовало ожидать, представляет Гуру Ринпоче в его ужасающей форме.
Монастырь известен своими строгими порядками, все монахи в нем соблюдают целибат, согласно традиции у них не должно быть каких-либо физических недостатков. В прежние времена главный лама монастыря проводил церемонию помазания на царство Чогьялов — правителей Сиккима. Слово «Пемаянцзе» можно примерно перевести как «совершенный прекрасный лотос».
Одной из основных достопримечательностей монастыря является расположенная семиярусная деревянная скульптура, представляющая небесный дворец Падмасамбхавы и его обитателей. Поскольку старая конструкция сильно пострадала в результате неудачных ремонтных работ в 60-х годах XX века, небесный дворец был вырезан заново. Работа заняла около пяти лет. Снимать внутри было запрещено, однако в интернете можно найти фотографии этой скульптуры. Может быть, нужно было просто доплатить за съемку :).
Монастырь входит в буддийский паломнический круг в этих местах. Помимо Пемаянцзе, этот круг образуют монастырь Дубди и Норбуганг Чортен в Юксоме, монастырь Ташидинг, руины Рабденце, монастырь Санга Челлинг и озеро Кхечеопалри. Мы, собственно, посетили почти все эти места, кроме Санга Челлинга.
Следующей остановкой на маршруте было озеро Кхечеопалри. Оно почитается священным как буддистами, так и индуистами, поэтому мы встретили там довольно много паломников-индусов.
Очертания озера напоминают отпечаток человеческой ноги. В буддийской традиции окрестные места считаются местом обитания богини Тары, а само озеро представляет собой отпечаток её ноги. По другим версиям, озеро является отпечатком ноги Будды или Шивы. Индуисты верят, что Шива медитировал в пещерах, расположенных в окружающих озеро горах. Горы, окружающие озеро, покрыты густым лесом и также считаются священными. К сожалению, у нас не было времени, чтобы подняться на окружающие горы и сделать фотографию сверху, поэтому помещаю иллюстрацию, найденную в одном научном журнале.
Поскольку Кхечеопалри является священным озером, по нему нельзя плавать на лодке, рыбачить, купаться. Любое беспокойство, причиненное озеру, считается неблагоприятным знаком. Даже листьям, падающим на поверхность озера, не позволено тревожить священные воды — к ним тут же подлетают птицы и уносят их с поверхности. Вода из озера используется только для выполнения обрядов и ритуалов. Считается, что вода Кхечеопалри исцеляет многие болезни, поэтому озеро называется «исполняющим желания».
Кхечеопалри является частью священного ландшафта Баюл Демоджонг — «скрытой долины риса», о которой я писал в предыдущей части. Считается, что Падмасамбхава, легендарный основатель тибетского буддизма, в свое время посетил Сикким, подчинил местных духов, освятил и благословил местные земли. На берегу озера Кхечеопалри Падмасамбхава произнес проповедь для шестидесяти четырех летающих йогинь :).
Священная география Баюл Демоджонга включает в себя четыре места, соотносимых с четырьмя чакрами — энергетическими центрами человеческого тела. Это озеро Кхечеопалри, Юксум, монастыри Ташидинг и Пемаянцзе. Пемаянцзе соответствует сердечной чакре, Кхечеопалри — грудной (или, вероятно, горловой, что-то я до конца это не прояснил), Юксум соответствует третьему глазу, а Ташидинг — верхушке головы. Очевидно, передвижение паломника по священным местам Баюл Демоджонг должно было соответствовать движению энергии по центральному энергетическому каналу человеческого тела.
Итак, наш путь лежал далее в первую столицу Сиккима — Юксом…