После длительного переезда из западного Сиккима мы остановились в небольшой гостинице в пригороде Гангтока, современной столицы Сиккима. Отсюда было удобно добраться до Румтека — главного монастыря и учебного центра буддийской школы Кагью.
На следующий день, после отдыха в отеле, мы отправились в Румтек. В настоящее время, после китайской оккупации Тибета, Румтек является важнейшим монастырем линии Кагью. Считается, что Румтек был основан еще в XVI веке. Однако к XX веку от монастыря остались одни руины, и шестнадцатый Кармапа (глава школы Кагью) восстановил его в 60-х годах, после бегства из Тибета. Монастырь в Сиккиме является почти точной копией тибетского монастыря Цурпху, бывшей резиденции Кармапы. Румтек представляет собой целый комплекс зданий, включающий в себя большой храм, жилые и учебные корпуса.
К сожалению, в связи с китайским вмешательством, школа Кагью раскололась на две линии. Обе они претендуют на владение Румтеком, и в 90-х годах дело доходило до вооруженных столкновений между монахами. В настоящее время порядок в Румтеке поддерживается индийским правительством, монастырь постоянно охраняют полицейские и военные.
Поскольку Румтек расположен недалеко от столицы, Гангтока, он активно посещается индийскими туристами. Европейцев, насколько я помню, мы так и не увидели. Зато встретили одного пожилого индуса, который в свое время учился в Советском Союзе и немного поговорили с ним по-русски.
В Румтеке есть свой золотой чортен, однако он не произвел на нас особого впечатления. Фотографировать его, естественно, было запрещено.
Румтек является крупнейшим учебным центром школы Кагью, поэтому в Румтеке много молодых монахов-студентов. Обучение происходит в «Институте Наланда», расположенном на территории монастыря.
Во второй половине дня, как и положено в Сиккиме, пошел дождь, мы пережидали его под навесом студенческой кафешки внутри монастыря. Пили чай и пытались болтать по-английски со студентом-официантом. Это оказалось одним из лучших воспоминаний о поездке. Румтек — правильное место:).
На следующее утро мы еще раз поехали в Румтек, чтобы посетить утреннюю службу (пуджу). Пуджа протекала достаточно непринужденно, большинство присутствующих монахов составляли дети и молодежь. По ходу службы был сделан перерыв и монахам подали тибетский чай с молоком. Нас тоже угостили, может быть, потому, что мы были единственными бледнолицыми в монастыре. Вкусный был чай…
Итак, после утреннего чаепития в монастыре, мы отправились в Гангток — современную столицу Сиккима.
По дороге состоялась короткая остановка в одном из новых монастырей Сиккима — Лингдуме, или иначе Зурманг Кагью гомпе. Как понятно из названия, гомпа принадлежит школе Кагью. Она была построена в 1998 году влиятельным сиккимским ламой. В монастырском комплексе все было чисто и красиво. Внутри монастыря разрешено фотографировать, вероятно потому, что монастырь новый.
Эта гомпа знаменита 15-метровой бронзовой статуей Будды Щакьмуни, окруженного 10-метровыми фигурами Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы) и 16-го Кармапы.
Рядом со статуей Гуру Ринпоче стояли фотографии Далай-ламы и Сакья Тризина — главы школы Сакья. Эти два портрета вместе мы неоднократно видели в сиккимских монастырях, вероятно, Сакья Тризин почитается в этих местах, хотя монастырь школы Сакья есть только в Дарджилинге.
С этими портретами связан один из комических моментов нашей поездки. Гид с нашей стороны почему-то считала Сакья Тризина женщиной и к тому же сестрой Далай-ламы. Увидев их фотографии в каком-либо монастыре, она обязательно говорила — вот портрет Далай-ламы и его сестры. Кроме того, она рассказывала о помощи, которая мифическая «сестра Далай-ламы» оказывала тибетским детишкам и, увидев где-нибудь тибетских детишек в монашеских одеждах, непременно повторяла — «это детишки из приюта, организованного сестрой Далай-ламы». Портреты вообще-то были подписаны, но она, как и во всех остальных случаях, получала свои сведения напрямую из энергоинформационного пространства….
В Гангтоке мы посетили монастырь Энчей — один из самых почитаемых, хотя и относительно новых, сиккимских монастырей. Монастырь был основан в 1840 году ламой Друптаб Карпо. По преданию, лама Друптаб Карпо мог летать по воздуху и, если можно так выразиться, на этом месте он приземлился после перелета в Гангток из Южного Сиккима. В начале XX века монастырь был перестроен и расширен.
Популярность монастрыря Энчей объясняется тем, что он считается местом обитания божеств-покровителей здешних мест, и частности, местом пребывания божества Канченджанги. Как обычно, считается, что эти божества-покровители были усмирены Падмасамбхавой, а затем им была поручена охрана здешних мест. С духом Канченджанги лучше не шутить, поэтому вся религиозная жизнь сиккимцев в той или иной мере связана с этим божеством.
О самом Гангтоке у нас остались смешанные воспоминания. Все-таки это, пусть и очень маленький, но столичный город, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Хотя там тоже были хорошие встречи. В окрестностях Гангтока есть интересные природные места, но для их посещения требовались отдельные разрешения, а мы уже не успевали их оформить.
Во время одной из прогулок по Гангтоку нас застал дождь, и мы укрылись в местной лавочке, торгующей музыкальными и DVD-дисками. Мы хотели приобрести какие-нибудь местные диски типа «медитативная музыка Гималаев» или что-то подобное. Но, как оказалось, местные жители ничего этого не слушают, а слушают непальский рок. Так что мы запаслись дисками непальского рока по сходной цене.
В Гангтоке мы посетили оранжерею, в которой росли уже не дикие, а садовые орхидеи. Вот несколько фотографий.
Гангток был последним пунктом нашего пребывания в Сиккиме, но не последним пунктом нашего маршрута — нам предстояло провести два дня в небольшом городке Калимпонг. Однако административно Калимпонг относится к индийскому штату Западная Бенгалия.
На рассвете того дня, когда мы покидали Сикким, Канченджанга на мгновение выглянула из тумана и попрощалась с нами.
А на пограничной сиккимской заставе нас провожал слепой музыкант…
Но завершилось наше путешествие не здесь, а в небольшом городе Калимпонг.