На следующий день после трекинга по окрестностям Юксома мы посетили самый почитаемый монастырь Сиккима — Ташидинг, в шестнадцати километрах от Юксома.
Монастырь Ташидинг расположен в центре священной географии Сиккима — «скрытой долины риса» (об этом мы говорили во 2-й части), и, таким образом, является духовным центром Сиккима. Монастырь относится к буддийской школе Нингма.
Согласно традиции, место для будущего монастыря было выбрано в свое время Гуру Ринпоче (Падмасамбхавой). Затем, спустя почти тысячу лет после этого события, во время церемонии коронации первого правителя Сиккима, происходили необычные природные явления, открывшие намеченное место. На него указал яркий луч света, засиявший над вершиной Канченджанги. С неба падали небесные цветы и разносились божественные ароматы, звучала божественная музыка.
Естественно, игнорировать подобные события было невозможно, и один из трех великих лам Сиккима основал здесь небольшой монастырь. Большое здание было построено третьм Чогьялом позднее, в начале XVIII века, поэтому все-таки старейшим монастырем Сиккима считается Дубди. Другой великий лама, Лхацун Ченпо, установил в Ташидинге небольшую ступу (по тибетски «чортен»). Считается, что в ступу была заложена частица праха Будды и простое созерцание этой ступы очищает все грехи человека. Это главная буддийская святыня Сиккима.
Здания монастыря неоднократно подновлялись и перестраивались, и в настоящее время Ташидинг представляет из себя целый монастырский комплекс.
Позади храмового комплекса располагается так называемое «поле чортенов». Здесь находится сорок один чортен, хранящих прах правителей Сиккима — Чогьялов, и самых почитаемых буддийских лам. Чортены делятся на три группы — «Чортены просветления», «Чортены согласия» и «Чортены великих чудес».
Вот оно, самое главное. Впереди «золотой чортен», а на заднем плане тот самый первый и самый священный чортен с частицей праха Будды. В латинской транскрипции его название пишется как Tong-Wa-rang-Drol, не берусь передать это по-русски. Как уже говорилось, одного взгляда на этот чортен достаточно, чтобы очистить все грехи человека. Пользуйтесь:).
В пятнадцатый день первого месяца года по тибетскому календарю (по европейскому календарю это февраль-начало марта) в Ташидинге проходит главный религиозный праздник Сиккима — бхумчу (буквально означает «горшок с водой»), во время которого происходит предсказание событий будущего года. Для этого избранные ламы открывают сосуд с водой, хранящийся в специальном помещении в Ташидинге. Если сосуд наполнен до краев, в предстоящем году ожидаются беспорядки и кровопролития. Если сосуд пуст, ожидается неурожай и голод, а если же сосуд будет полон наполовину, ожидается год процветания и изобилия. После гадания святая вода прошлого года распределяется между участниками праздника, сосуд заполняется свежей водой, запечатывается и относится в хранилище.
Как и полагается, священный сосуд в свое время был освящен и наполнен водой самим Падмасамбхавой во время проповеди тантрических учений. Сосуд изготовлен из пяти видов драгоценностей, божественной почвы и воды, собранной Падмасамбхавой в религиозных центрах Индии, Уддияны и других святых земель. Освящение сосуда сопровождалось многими чудесными явлениями, сосуд был отдан на хранение тибетским божествам, но позднее, после ряда событий, оказался в Ташидинге. К сожалению, увидеть сосуд можно только во время праздника, так что нам это не удалось…
Посещение Ташидинга в определенной мере стало кульминацией нашей поездки по Сиккиму. После этого мы покинули западную, самую старую и мистическую часть Сиккима. Нас ожидал многочасовой переезд в восточную часть, к современной столице Сиккима Гангтоку. Хотя там тоже было много интересно…
Во время переезда в восточную часть Сиккима мы заехали в единственный в Сиккиме монастырь древней тибетской религии Бон.
Бон считается исконной религией тибетцев, которую они исповедовали еще до принятия буддизма в VIII веке н.э. За долгие века совместного существования буддийское учение так повлияло на Бон, что нынешний Далай лама объявил традицию Бон пятой школой тибетского буддизма. Собственно, посещение бонского монастыря подтвердило справедливость такого подхода. Если бы нам не сказали, мы, вероятно, не смогли бы отличить его от обычного буддийского монастыря.