Одним из главных художественных сокровищ Каргополья являются деревянные церкви с сохранившимися расписными потолочными «небесами». Во время нашего пребывания здесь мы постарались по возможности посещать такие церкви, и теперь попробуем немного рассказать о «небесах» Русского Севера.
Церковь свт. Иоанна Златоуста в деревне Саунино — Расписные «небеса» в коллекции Каргопольского музея — Ильинская часовня в деревне Слобода
Недалеко от Каргополя, в деревне Саунино, находится замечательная деревянная церковь свт. Иоанна Златоуста. Она является ярким образцом русской деревянной архитектуры, классическим примером деревянного шатрового храма «восьмерик на четверике» — то есть на нижний четырехугольный сруб был поставлен восьмиугольный, и завершалась постройка высоким шатром. Со временем к церкви св. Иоанна Златоуста была пристроена обширная трапезная и поставлена отдельно стоящая шестигранная колокольня. Деревянные шатровые храмы издавна строились на Руси, что было связано с особенностями строительного материала — построить из досок шатер значительно проще, чем круглый купол. Особое распространение шатровые храмы получили с XVI века, когда в таком стиле стали строиться и каменные церкви, пока в XVII веке шатровая форма храмов не была запрещена указом патриарха Никона.
В церкви сохранились потолочные «небеса», расписанные той же артелью иконописцев, что и Христорождественский собор в Каргополе. «Небеса» (или «небо») являются характерной особенностью деревянных шатровых храмов Русского Севера и представляют собой каркасный потолок в виде солнца с расходящимися лучами, который перекрывает внутреннее пространство храмового шатра. Это делалось из практических соображений — из-за большого объема шатра храм трудно было протопить зимой, поэтому внутреннее пространство перекрывалось низким потолком, сделанным в виде особой конструкции, опирающейся на боковые стены и позволяющей обходиться без установки дополнительных опор в центре храма. Опорная конструкция обшивалась досками — гранями, число которых могло меняться от 8 до 24, в зависимости от площади перекрываемого пространства («небо» саунинской церкви содержит 12 граней). «Небеса» расписывались сюжетами на библейские и новозаветные темы и являлись аналогом купола в обычном храме — Царства Небесного, зримо присутствующего в церкви. Однако, поскольку «небеса» устанавливались достаточно низко, здесь зримое Царство Небесное было максимально приближено к молящимся.
Пишут, что на Русском Севере осталось не более двух десятков церквей и часовен с сохранившимися «небесами», и они продолжают утрачиваться, в основном от пожаров, как недавно это случилось в Карелии, с церковью Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Так что надо успеть увидеть то, что еще сохранилось…
Большая коллекция расписных «небес» из не сохранившихся деревянных церквей Каргополья хранится в Каргопольском музее, на первом этаже Христорождественского собора. Следует сказать, что фрагменты «небес» могли иметь разную форму, в зависимости от формы потолочного перекрытия.
Однако наиболее сильное впечатление на нас произвели «небеса» небольшой Ильинской часовни в деревне Слобода, неподалеку от деревни Калитинка. Скорее всего это было связано с тем, что это действующая часовня и находится в своей естественной среде. Можно было спокойно, без посторонних, постоять в ней, помолиться, посозерцать росписи, почувствовать дух этого места. Как ни странно, эта часовня напомнила нам маленькие византийские церкви с сохранившимися росписями, которые мы видели на Крите. Та же внутренняя тишина, спокойствие и близость Небес…
С нами произошел тут забавный случай. Пока мы фотографировали часовню снаружи, к нам подошли два местных жителя непонятного вида и упрекнули, что мол, мы тут ходим, фотаем, а часовня тем временем разрушается, лучше бы что полезного сделали. Сначала хотелось ответить, что они тут постоянно живут, может и самим бы стоило что-то подремонтировать, а не ждать, что приезжие все сделают. Но потом пришло в голову, что на самом деле статус таких деревянных церквей и часовен до конца непонятен. Они поставлены на учет государством как памятники, и делать тут что-то самочинно нельзя. С другой стороны, поскольку денег на ремонт выделяется мало, потихоньку всё ветшает. Вот такие дела… Но подробнее о деревянных церквях Каргополья мы расскажем в следующей части нашего повествования.