Во второй наш приезд на Север мы добирались до Соловков на самолёте из Архангельска. Здесь мы провели два дня и постарались хотя бы немного ознакомиться с местными достопримечательностями и побродить по городу.
За это короткое время нам удалось посетить два музея: художественный и деревянного зодчества. Архангельский художественный музей поразил нас своей большой уникальной коллекцией северной иконы, хотя в целом от посещения музея осталось смешанное чувство: во всем ощущался какой-то упадок и безжизненность. Более приятное впечатление на нас произвел музей деревянного зодчества «Малые Корелы», находящийся в 25 км от Архангельска.
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» — Деревянные церкви Русского Севера — Колокольни и часовни — Жилые дома — Хозяйственные постройки
Музей «Малые Карелы» был организован в 60-х годах XX века для сохранения лучших образцов деревянного зодчества Русского Севера. Для него было выбрано одно из самых живописных мест неподалёку от Архангельска. Музей разбит на несколько секторов, в каждом из которых представлены постройки из разных районов Русского Севера: Каргопольско-Онежский, Двинской, Мезенский, Пинежский. Нельзя сказать, что мы разобрались в особенностях архитектуры каждого из этих районов, но там было просто приятно погулять по большой живописной территории, рассматривая деревянные постройки и иногда заглядывая внутрь.
Деревянные церкви Русского севера
Церковь Георгия Победоносца из села Вершины, стоящая в центре двинского сектора, является ярким образцом деревянного шатрового храма. Такие храмы являются наиболее типичными для деревянной церковной архитектуры. Главной отличительной чертой подобного рода построек является высокая башня с шатровым завершением, устремлённым ввысь. Сама башня обычно представляет собой восьмигранник, помимо красивого зрительного впечатления здесь решалась и определенная технологическая задача — увеличение внутреннего объёма при использовании брёвен гораздо меньшей длины, чем потребовалось бы для четырёхугольного объёма. Кроме того, шатёр было удобно окружать галереями и пристроями, что мы тоже видим здесь, у Георгиевского храма. Шатровые храмы были запрещены в середине XVII века указом патриарха Никона, но если для каменных храмов этот запрет неукоснительно соблюдался, то деревянные шатровые церкви продолжали строить и позднее.
Церковь Вознесения Господня XVII века, стоящая в центре Каргопольско-Онежского сектора, — образец кубоватого храма, когда здание целиком выполнено в виде четырёхгранного сруба. Такие храмы характерны в основном для Онежского края. Вероятно, одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, стал запрет на шатровые храмы. Кубоватый храм легко было украсить пятиглавием, что также предписывалось указами из Москвы.
Колокольни и часовни
Ещё одной распространённой формой деревянной храмовой архитектуры является «восьмерик на четверике». В этом случае нижняя часть здания строилась в виде четырёхгранника, а верхняя — в виде восьмигранника. В «Малых Корелах» такая форма встречается только у колоколен. Часовни, представленные в музее, вообще отличаются разнообразием форм.
Жилые дома
Кроме деревянной церковной архитектуры, в «Малых Корелах» представлено значительное количество образцов гражданского деревянного зодчества — жилых домов, мельниц, хозяйственных построек. Надо быть большим знатоком деревянной архитектуры, чтобы в полной мере оценить достоинства этих построек. К сожалению, мы к ним явно не относимся. Из характерных особенностей северных домов можем отметить только то, что жилая часть в них обычно объединялась с хозяйственным двором, где содержалась скотина, хранилось сено и другие нужные вещи.
Хозяйственные постройки
Гумно с пристроенными овинами представляет собой довольно интересное сооружение. Оно характерно для Русского Севера, где мало солнечных дней и собранные необмолотые снопы необходимо досушивать. Просушка осуществлялась в боковых овинах, для этого под ними были устроены ямы, в которых топились печи без труб. Только после этого снопы мололи и веяли на гумне.