Естественно, в своих прогулках по Пскову мы не могли пройти мимо древних псковских монастырей. Первые монастыри здесь были основаны практически одновременно с возведением главного псковского храма, Троицкого собора, в XI-XII веках. Как и в Новгороде, монастыри были устроены на подходах к городу по реке. Выше города по течению реки Великой был основан Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, ниже — Иоанно-Предтеченский и, немного позднее, в конце XIII века, Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь.
Мирожский монастырь — Снетогорский монастырь — Иоанно-Предтеченский монастырь — псковская икона
Спасо-Преображенский Завеличский Мирожский монастырь находится на левом берегу реки Великой (то есть в Завеличье, напротив Кремля и старого города Пскова), при впадении речки Мирожки в реку Великую. Он был основан новгородским архиепископом Нифонтом в начале XII века, в то время, когда владыка Нифонт был в конфликте с новгородцами, и пребывал во Пскове. В 1130-1140 гг. главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор, был расписан приглашенными византийскими мастерами, и эти росписи практически полностью дошли до нас. Это единственный в России храм с полностью сохранившимися росписями домонгольского периода. Со временем к собору была пристроена звонница, на нем было сделано четырехскатное покрытие, кроме того, за время его существования вокруг него выросло около 2 метров грунта, так что, стоя перед входом, трудно понять изначальный вид собора. Он более-менее просматривается лишь при взгляде с другой стороны реки Великой. Строили собор, вероятно, новгородские мастера.
Сохранности росписей способствовало то обстоятельство, что они были забелены, вероятно, уже в XVII веке. Заново росписи были открыты в конце XIX века и были поновлены. Сейчас в соборе потихоньку снимаются сделанные тогда поновления. Так что там, где росписи выглядят более насыщенно — это поновление, там, где побледнее — это восстановленный слой XII века. Специалисты видят во фресках собора отражение христологических и литургических споров, проходивших в то время в Византии. Кроме того, именно в XI-XII веках в полной мере стало проявляться взаимодействие храмового искусства и богослужения, и программа росписи собора служит явным подтверждением этого. Однако сейчас мы не будем углубляться в догматические и богослужебные тонкости… Одна из ведущих композиций собора — «Деисус» в конхе (полукуполе) алтарной части, показывающая Христа на престоле и склонившимися перед ним в молении Богородицу и Иоанна Предтечу. Ниже — сцена причащения апостолов. Также в своде алтаря изображена сцена Преображения — это храмовый праздник собора. В куполе расположена сцена Вознесения. Славу со Христом несут восемь «шагающих» (или даже «танцующих») ангелов.
Спасо-Преображенский собор относится к Псковскому музею, богослужения в нем не проводятся. В притворе собора хранятся собранные из разных мест каменные кресты — надгробные, поклонные, «путеуказатели». Такие кресты характерны для северо-западной Руси, на Псковской земле они получили особое распространение в XIV — XV веках.
Еще один храм Мирожского монастыря — надвратная церковь св. Первомученика архидиакона Стефана, здесь идут монастырские службы. Каменный иконостас этого храма в 90-х годах был сделан и расписан в византийских традициях одним из лучших отечественных иконописцев — архимандритом Зиноном (Теодором), бывшим в то время насельником монастыря. Главной иконой Мирожского монастыря являлся образ Богоматери Мирожской. К сожалению, оригинальная икона XIII века до нас не дошла, в Стефановской церкви находится список этой иконы XVI века. Один из ранних списков также хранится в коллекции Псковского художественного музея. Данная икона относится к редкому иконописному типу «Великая Панагия» («Всесвятая»), иногда его называют «Богородица Воплощение», поскольку у неё на груди, в складках одежды, изображен младенец Христос. Перед Богородицей предстоят псковский князь Довмонт и его супруга Мария.
Второй не менее известный в узких кругах древний псковский монастырь — Снетогорский. Дата его основания точно не известна, но главный храм монастыря, каменный собор Рождества Богородицы, был построен в конце XIII века, во время княжения князя Довмонта. Название монастыря происходит от Снятной горы, на которой стоит монастырь, а сама Снятная гора получила название от местной промысловой рыбы — снети. К сожалению, в настоящее время гора заросла лесом, и с реки монастырь почти не виден.
В XIV — XV веках Снетогорский монастырь был главным духовным духовным центром Псковской земли. Монахами Снетогорского монастыря Ефросином Псковским и Саввой Крыпецким были основаны Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастырь в окрестностях Пскова. В свою очередь выходцами из этих монастырей были основаны еще ряд псковских, и не только псковских, монастырей. В частности, учеником Ефросина Онуфрием был основан Мальский монастырь в окрестностях Изборска, о котором мы еще расскажем. Монахом Крыпецкого монастыря был преподобный Нил Столобенский, основатель Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер (здесь мы еще не побывали). В общем Снетогорский монастырь в некотором смысле сыграл в местном масштабе роль Троице-Сергиевой Лавры, будучи школой монашеской жизни и центром распространения монашества на Псковской земле. Позднее, в XVI веке, роль главного духовного центра Псковской земли перешла к Псково-Печерскому монастырю.
В настоящее время главной художественной ценностью Снетогорского монастыря являются частично сохранившиеся фрески собора Рождества Богородицы. Собор был расписан вскоре после постройки, в начале XIV века, и эти росписи дошли до нас, хотя и не в очень хорошем состоянии. В XV веке в храме был сильный пожар, в конце XVI века он пострадал во время военных действий при осаде Пскова польскими войсками, и сохранившиеся фрагментарно росписи тогда же были забелены и заново открыты уже в XX веке.
Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря представляют собой замечательное явление. Особенно ценно, что собор был расписан не приглашенными греческими художниками, а местными мастерами. Его росписи представляют собой самый ранний образец псковской школы иконописи. Фрески псковских мастеров уникальны и самобытны, их трудно спутать с какими-нибудь другими. Они отличаются особой выразительностью и динамизмом, достаточно темным и немного резковатым колоритом. В дальнейшем эти черты стали общими признаками псковской школы. Можно сказать, что собор Рождества Богородицы и его фрески — это «жемчужина из жемчужин» среди множества других памятников древнерусской культуры Псковской земли.
И, наконец, еще один древний псковский монастырь — Иоанно-Предтеченский (Ивановский). К сожалению, сохранился только главный храм этой обители — собор Рождества Иоанна Предтечи, построенный в середине XII века новгородскими мастерами, которые были приглашены уже упоминавшимся новгородским архиепископом Нифонтом. В настоящее время храм является подворьем Крыпецкого монастыря, и мы там еще побываем.
Изначально Иоанно-Предтеченский монастырь был женским, и в соборе похоронены «под спудом» две псковские святые — княгиня Евпраксия Псковская и княгиня Марфа Псковская, супруга знаменитого псковского князя Довмонта. Какие-либо фрески в соборе не сохранились, и уже в наше время известный иконописец о. Андрей Давыдов, который долгое время был настоятелем этого храма, написал иконы для иконостаса и сделал росписи стен. Росписи и иконостас выполнены в византийском стиле и как-то очень гармонично вписываются в пространство этого древнейшего русского храма. Да и вообще приглянулся нам собор Рождества Иоанна Предтечи. Мы побывали здесь и на богослужениях, и на престольном празднике. Правильное место…
В завершение попробуем еще немного рассказать о псковской иконописи. Естественно, мы побывали в Псковском художественном музее и посмотрели коллекцию псковских икон. Как уже было сказано, псковская школа иконописи сложилась в начале XIV века и просуществовала до конца XVI, дольше, чем другие локальные иконописные школы. Для псковской иконописи характерна выраженная экспрессивность, напряженность, широкое использование красного цвета, часто в сочетании с зеленым или синим. Типичными образцами псковского стиля считаются иконы «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» середины XV века.
Считается, что иконы «Огненное восхождение пророка Илии» и «Чудо Георгия о змие» середины XVI века близки народному искусству. Они более демократичны и немного наивны.
С другой стороны, икона «Предста Царица» середины XVI века относится к разряду сложных символических икон, появившихся в то время в русском искусстве. К этому же типу относится и новгородская икона Софии, Премудрости Божией, о которой мы уже говорили. Не будем вдаваться в тонкости символических толкований, но в целом специалисты склонны видеть в этом сюжете темы символического сопоставления Церкви и Богоматери, и мистического брака Христа и Церкви.
На этом заканчивается наш, как всегда затянувшийся, рассказ о псковских монастырях, фресках и иконах. Пора уже отправиться по окрестностям Пскова…