Весной 2016 года, вдохновленные успехом нашего прошлогоднего «большого путешествия по Татарстану», мы решили предпринять большое путешествие по России. В намеченный маршрут входили Новгород, Псков, Изборск, Владимир и Суздаль. Наш маршрут пролегал по старинным русским землям — Новгородской и Псковской земле и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальскому княжеству). Поездка получилась довольно напряженной, на каждый город приходилось от одного до четырех дней. Так что какие-то детали, иногда очень важные, прошли мимо нашего внимания, но зато сложилось общее впечатление о домосковской Руси.
Краткое содержание первой части рассказа:
Новгородская тема в Москве: Кремль, Марфо-Мариинская обитель, Коломенское. — Прибытие в Новгород. — Софийский Собор и София Премудрость Божия. — Детинец. — Пешком по Великому мосту.
Однако началась наша поездка все же со столицы, так как мы передвигались на поездах, и все транспортные стыковки проходили через Москву. В Москве мы посетили Кремль, Марфо-Мариинскую обитель и музей-усадьбу Коломенское. Тем не менее, можно сказать, что пребывание в Москве тоже послужило некоей прелюдией к новгородской теме, поскольку главные, самые почитаемые новгородские иконы были вывезены в Москву еще в XVI веке, и часть из них находится как раз в Кремле; главный храм Марфо-Мариинской обители, собор Покрова Пресвятой Богородицы, был построен по образцам новгородских церквей; а Коломенское было любимой загородной резиденцией Ивана Грозного — правителя, который покончил с остатками независимости Новгорода и Пскова, в том числе и вывез почитаемые новгородские иконы в Москву. Такая вот связь времен и событий.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Мы стараемся посещать места, связанные с жизнью и деятельностью Великой княгини Елизаветы Федоровны, и, естественно, не могли пропустить Марфо-Мариинскую обитель милосердия. На этот раз мы записались на экскурсию с местным экскурсоводом, и, кроме всего прочего, побывали в небольшом, недавно открытом музее Елизаветы Федоровны.
Главный храм обители, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, является одним из шедевров неорусского модерна. Этому стилю свойственна принципиальная несимметричность, нарочитая неправильность, создающая ощущение подвижности, некоторой текучести. Если здание классической архитектуры состоит из складывающихся друг с другом отдельных элементов, то здесь храм как бы целиком вылеплен из камня. Чтобы составить себе полное впечатление о соборе, необходимо обойти его со всех сторон и осмотреть со всех открывающихся ракурсов (кстати, в заметке про Абрамцево я уже писал о первом русском храме в стиле модерн).
Несмотря на свою видимую плотность и тяжеловесность, храм не подавляет окружающее пространство, а собирает его вокруг себя. Собор выполнен по мотивам традиций Новгорода и Пскова, с включением отдельных элементов владимирской и московской архитектуры, тем не менее он полностью оригинален и не имеет каких-то видимых аналогов. В этом смысле храм Покрова Богородицы вполне соответствовал идее Елизаветы Федоровны о создании обители, соединяющей в себе религиозное и социальное служение, также не имевшей аналогов в русском православии.
Благодаря тому, что в советское время в храме располагались реставрационные мастерские И. Грабаря, в нем хорошо сохранился внутренний интерьер и росписи, выполненные Нестеровым. Но внутри мы не фотографировали, так что показать нечего:(.
Коломенское. Когда-то, еще до переноса столицы Российской империи в Петербург, Коломенское было любимой загородной резиденцией русских царей, а ныне здесь располагается ландшафтный музей-заповедник. Здесь находится церковь Вознесения Господня, настоящий шедевр русской церковной архитектуры. Она была построена великим князем Московским Василием Третьим в честь рождения наследника, будущего царя Ивана Грозного.
Здесь же находится и уникальная «многостолпная» церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эта церковь была построена в связи с венчанием Ивана Грозного на царство — событием, которое окончательно оформило возвышение Московской Руси. Москва перестала быть княжеством, а стала «царством», наследницей Византийской империи.
Церковь необычна по своей архитектуре. К граням большого центрального восьмерика с четырех сторон примыкают четыре восьмерика — придела поменьше. К сожалению, понять снаружи это достаточно сложно, поскольку сейчас основной объем обнесен галереей, да и само здание почти полностью скрыто деревьями.
Итак, после небольшой прогулки в Коломенском, послушав гусляров и полюбовавшись цветущими тюльпанами, мы покинули Москву и оправились в Новгород.
Естественно, что в Новгороде мы ходили в основном по центру, по исторической части города, иногда предпринимая радиальные вылазки в ближние окрестности.
Центр старого города делится рекой Волхов на две части — Софийскую сторону и Торговую. Как понятно из названий, на Софийской стороне находится Софийский собор, главный храм города, и новгородский кремль — Детинец. На Торговой стороне когда-то размещалась часть городского посада и Торг. К историческим особенностям Новгорода относится то, что княжеская резиденция находилась не в Кремле, а на Торговой стороне. Это связано с тем, что Новгород управлялся вечем, князь не был правителем Новгорода, а был приглашенным военным руководителем, связанным с Новгородом договорными отношениями. В Кремле правил местный епископ, хозяин «дома Святой Софии», и боярские роды, строившие на территории Кремля свои церкви. Главный же княжеский храм, Никольский собор, находился на Торговой стороне, рядом с княжеской резиденцией. Позднее княжеская резиденция вообще была вынесена за город, на Городище (о нем мы скажем позднее).
Софийские соборы строились во всех главных городах Древней Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. После принятия Православия на Русь переносилась священная топография Святой Земли и Византийской империи, а идеальным образцом столичного города был Константинополь, с его главным храмом Святой Софии, премудрости Божией. Позднее, начиная с Владимиро-Суздальского княжества, главными русскими храмами становятся Успенские — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почему так происходило, это отдельная история…
Софийский собор в Новгороде был построен в середине XI века. Сохранился практически в первозданном виде. Единственное сильное изменение внешнего вида собора произошло в XIX веке, когда стены собора были покрыты слоем белой штукатурки. До этого его стены были неровными, сложенными из плит местного известняка, что усиливало впечатление мощи, грандиозности здания. Собор пострадал от артиллерийских обстрелов во время Великой Отечественной войны, как и многие церкви Новгорода и Пскова, но сразу после окончания войны был реставрирован.
Музейная реконструкция помогает понять общий план здания собора, поскольку в реальности он не очень ясен, из-за наличия галерей вокруг храма и общей застроенности окружающей территории. Софийский собор — пятиглавый, с одним главным куполом и четырьмя боковыми. Шестой купол венчает лестничную башню, находящуюся в западной галерее. Основной объем храма по трем сторонам, кроме алтарной, окружен высокими галереями.
Говоря о Соборе Святой Софии, невозможно не сказать об одной из главных храмовых икон — иконе Софии, Премудрости Божией (здесь на фотографии показана не эта икона, а близкая по иконографии из собрания Новгородского музея). Это одна из самых спорных русских икон, причем споры начались практически сразу после её появления в XV веке. На иконе изображены Богородица и Иоанн Предтеча, предстоящие перед огненным ангелом, олицетворяющим Софию, Премудрость Божию. В православной традиции София отождествляется со Вторым Лицом Святой Троицы, Христом, Словом Божиим. Таким образом, получается, что на этой иконе Христос изображен два раза. Возможно толкование, что Христос изображен здесь в двух природах — в человеческой и божественной, причем божественная природа передана символически в виде огненного ангела. Однако православными канонами символическое изображение Христа запрещалось; кроме того, с самого начала эта икона имела некоторые «женские» признаки, в частности, празднование этой иконы приходилось на Успение Пресвятой Богородицы. В более поздних иконах София вообще стала изображаться в виде женщины; но к новгородской иконе это не имеет отношения. Тем не менее некоторые исследователи видели в ней начало русской софиологии, понимания Софии как «души мира», «вечной женственности», признак западного влияния и начало упадка русской духовности. Другие же видели в этом образе выражение символики исихазма и литургического мистицизма, развивающегося в то время в Византии. Возможно здесь и понимание Софии как Церкви, мистического единства верующих, имеющего в Новгороде зримое выражение в храме Святой Софии. В общем есть над чем подумать…
В настоящее время территория Новгородского Кремля является парково-туристической зоной, как говорится, «излюбленным местом отдыха горожан и гостей города». Мы тоже неоднократно гуляли здесь.
Одной из достопримечательностей Новгорода является пешеходный мост, соединяющий Софийскую и Торговую стороны. Он построен на месте бывшего Великого моста, одного из важнейших элементов городской жизни старого Новгорода. Во многих русских средневековых городах летом наводился наплавной бревенчатый мост, а зимой ходили по льду. Однако для Новгорода такой вариант не подходил, поскольку в силу природных особенностей река Волхов, разделяющая город, практически не замерзает зимой, и, соответственно, здесь был необходим постоянный мост.
Этот постоянный мост, существовавший практически со времени основания города, называли Великим мостом, поскольку он имел не только утилитарное значение, но был и важным общественным местом. Здесь проходила торговля, при обсуждении спорных вопросов городской жизни в Новгороде нередко собирались два веча — на Софийской и Торговой стороне, и они встречались на Великом мосту для выяснения отношений. Вероятно, при этом многие из дискутирующих оказывались в реке. Здесь же происходила и казнь преступников, приговоренных к смерти — их связанными бросали в Волхов.
Великий мост много столетий был деревянным и неоднократно восстанавливался после больших наводнений, пока наконец в XIX веке не был построен каменный мост. Однако и он простоял недолго — его взорвали немцы при отступлении во время Великой Отечественной войны. В восьмидесятые годы прошлого века на месте Великого моста был построен нынешний пешеходный мост. Никаких бурных событий здесь уже не происходит, сейчас по мосту гуляют отдыхающие местные жители и туристы.
Но нам наконец надо покинуть Софийскую сторону и по Великому мосту перейти на Торговую. А столько всего еще осталось нерассказанным…