Итак, время нашего пребывания в Новгороде истекло, и мы плавно переместились в Псков. Когда, вскоре после переезда и заселения, мы вышли из гостиницы и глотнули местного воздуха, то сразу поняли, что Псков — это правильное место, наше место. И последующее пребывание только подтвердило наши первые ощущения. Псков так впечатлил нас, что осенью мы ещё раз приехали сюда, и уже более спокойно и вдумчиво побродили по городу и окрестностям. Так что в нашем отчёте будут и весенние, и осенние фотографии.
Сакральная топография Пскова — Троицкий собор и Кром — Довмонтов город — Средний и Окольный город — Псково-Покровская икона — Запсковье — Храмовая архитектура
Нам показалось, что особая атмосфера Пскова определяется тем, что здесь, как в нормальном (средневековом) городе, сохранился ярко выраженный сакральный центр. Этим центром является псковский кремль — Кром, а центром, сердцем, Крома является собор Святой Троицы. Троицкий собор виден издалека из многих мест старого города, он собирает и структурирует пространство вокруг себя. Мы жили в гостинице напротив Крома и поэтому практически каждый день ходили по мосту через реку Великую, и каждый раз хотелось остановиться и созерцать (ну или фотографировать в худшем случае:)) Троицкий собор, поскольку все время что-то менялось — менялось освещение и цвет собора, менялись облака, менялось отражение в реке Великой. Так вот и получилось очень много фотографий Троицкого собора и Крома:).
Как и полагается, первоначальное поселение, а затем крепость — Кром, возникло на высокой скале на стрелке двух рек — Псковы и Великой. Так можно было контролировать проход по рекам (тогда уровень воды был выше), и одновременно водные преграды защищали крепость. С третьей стороны была построена основная стена с въездными воротами, прикрытая искусственным рвом. У стен крепости располагался посад — место жительства и торговли ремесленников и купцов. В случае опасности жители скрывались за стенами крепости, там же хранили товары и запасы. Постепенно население разрасталось, город увеличивался, и для защиты от врагов нужно было возводить новый пояс стен. Так со временем в Пскове получилось пять рядов крепостных стен, в некотором отношении напоминающие древесные кольца:). Надо сказать, что мы первый раз увидели город с такой «концентрической» структурой и ярко выраженным сакральным центром, вокруг которого сосредоточены все постройки.
Второй слой укреплений, практически слившийся с самим Кромом, получил название Довмонтова города, по имени наиболее известного псковского правителя, князя Довмонта-Тимофея. Он устроил свою резиденцию и построил несколько церквей рядом с кремлем-Кромом, а затем обнес их новой стеной. Позднее под защитой стен Довмонтова города строили церкви и другие псковские князья и псковские жители, так что на небольшом пространстве было размещено около двадцати храмов. Получилось совершенно уникальное место, почти полностью застроенное храмами. К сожалению, увидеть их сейчас можно только в музейной реконструкции.Дело в том, что укрепленный Кром, стоящий на высокой скале, никогда не терял военного значения. И во времена Петра Первого, постоянно воевавшего на западных границах, постройки Довмонтова города были снесены, а на их месте были расположены артиллерийские батареи. Намного позднее, во время Великой Отечественной войны, здесь также находилась немецкая зенитная батарея. Так что от церквей остались только фундаменты, очищенные в ходе раскопок.
Еще несколько фотографий внутри Крома, и пойдем по Пскову дальше…
Из других псковских оборонительных «колец» лучше всего сохранились стены Окольного города, построенные в конце XV века. Также в свое время в Пскове было построено два ряда стен Среднего города, но с постройкой Окольного города, охватывающего наибольшую площадь, стены Среднего города потеряли свое значение и были разобраны. Окольный город занимал не только территорию между реками Великой и Псковой, но и переходил через Пскову и включал в себя часть Запсковья. Позднее, с изменением тактики войн, применением артиллерии и т.д. новые кольца крепостных стен уже не возводились.
План средневекового Пскова хорошо просматривается на Псково-Покровской иконе Божией матери, особенно в варианте «иконы Жиглевича» (названа так по имени одного из прежних владельцев), написанной в конце XVII века. На ней хорошо виден Кром с Троицким собором, Довмонтов город, стены Среднего города, позднее разобранные, и стены Окольного города.
С этой иконой связано одно из важнейших событий в истории Пскова — осада Пскова войсками польского короля Стефана Батория в ходе Ливонской войны конца XVI века. Силы были неравны, и псковичи с тревогой ожидали штурма. В это время Пресвятая Богородица в видении посетила инока Дорофея и указала место, где будут прорываться польские войска. Это место было в южной части окольного города, рядом с угловой Покровской башней. Стена здесь была укреплена, построены дополнительные укрепления, и, хотя в ходе штурма полякам удалось проломить стену и ворваться внутрь, они были отброшены. Не удались и последующие попытки штурма, и в конце концов осада была снята. В память о явлении Пресвятой Богородицы иноку Дорофею и была написана Псково-Покровская икона Божией матери, одна из главных святынь Пскова. Также в благодарность за помощь здесь была перестроена старая Покровская церковь и к ней была пристроена новая церковь Рождества Богородицы. Получился такой необычный сдвоенный храм.
Псково-Покровская икона Божией Матери была увезена немцами во время Отечественной войны, и вернулась в Псков только в 90-е годы, сейчас она находится в Троицком соборе. В псковском музее также хранится одна из старинных Псково-Покровских икон, другого иконографического извода, она и представлена здесь. На ней показано явление Богородицы, в сопровождении псковских святых, иноку Дорофею, показаны пушки на месте штурма, а также будущий двойной храм. Кроме того, эта икона является довольно точным топографическим планом средневекового Пскова, так что мы еще будем возвращаться к ней.
Однако пора уже оторваться от исторических экскурсов и просто погулять по Пскову. Нашим любимым местом в Пскове оказался район по течению Псковы — тихая зеленая зона, старые церкви, неторопливая река с мостиками и стаями уток. Эх, красота…
И в заключение нашего и так затянувшегося рассказа о Пскове приведем еще немного фотографий старинных псковских церквей. В Пскове существует свой церковный стиль, к основным чертам которого можно отнести простоту, приземистость и прочность форм, несимметричность (как правило, церкви со временем обрастали приделами и пристройками). Характерной особенностью является также неровность стен, построенных из местного известняка, и не скрываемая штукатуркой. Эта неровность в сочетании с простотой и несимметричностью форм создает впечатление того, что церкви были буквально вылеплены из какого-то пластилина. Естественно, это придает особую теплоту псковским храмам. Все эти черты псковской архитектуры оказались интересны для архитекторов эпохи модерна, бравших их за образец при постройки храмов конца XIX — начала XX века, в частности, при постройке Марфо-Мариинской обители в Москве и усадебной церкви в Абрамцево, о чем мы уже писали.
Характерной особенностью псковских церквей являются и специфичные звонницы, обычно двухпролетные, располагаемые над входом в церковь. Гораздо реже встречаются отдельно стоящие звонницы. Считается, что звонница этой церкви — Успения Божией Матери с Пароменья — послужила образцом при постройке отдельно стоящей звонницы Софийского собора в Новгороде.