Псковская земля. Часть 5. Внешние монастыри Пскова

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

В Псковской области много старинных монастырей. Некоторые из них достаточно популярны у паломников, упоминания о других встречаются реже. Мы посетили три монастыря в окрестностях Пскова, и начнем свой рассказ с широко известного в узких кругах Спасо-Елеазаровского монастыря.


Спасо-Елеазаровский монастырь — Спас Елеазаров — Цареградская икона Богоматери — Крыпецкий монастырь — Псково-Печерский монастырь — очепной звон


Спасо-Елеазаровский (Трехсвятительский) монастырь был основан в начале 15-го века преподобным Евфросином Псковским, постриженником Снетогорского монастыря, покинувшим его в поисках уединения. В миру преподобный носил имя Елеазар, отсюда и пошло название монастыря. Преподобному Евфросину было видение Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), поэтому главный храм монастыря освящен в их память. Обитель преподобного Евфросина была первым общежительным «богорадным» монастырем Псковской земли, от приходящего в монастырь не требовалось внесение вклада, а его принимали «Бога ради». Монахами Спасо-Елеазарова монастыря были Савва Крыпецкий (об обители которого мы расскажем ниже) и Онуфрий Мальский (о монастыре которого мы уже говорили).

Внутри Спасо-Елеазарова монастыря

Внутри Спасо-Елеазарова монастыря

Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

Однако самым известным насельником монастыря является, вероятно, старец Филофей, живший здесь в начале 16-го века. Именно ему принадлежит знаменитая историософская концепция «Москва — Третий Рим», говорящая о том, что после падения Константинополя столица вселенского Православия перешла в Москву. А четвертому Риму уже не бывать: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эти слова вырезаны на пластине большого била, установленного в память старца Филофея во дворе монастыря.

Спас Елеазаров

Спас Елеазаров

Главной святыней монастыря является чудотворная икона Спаса Елеазарова, середины 14-го века. По нашему мнению, она относится к числу главных святынь России. На первый взгляд икона выглядит архаично и просто, однако, когда стоишь перед ней, она постепенно притягивает к себе. Красный фон изображения, вероятно, объясняется влиянием стиля афонских икон. Золочение было дорого, и в качестве заменителя золотого иногда выступал красный цвет.
Икона Спаса Елеазарова в настоящее время является собственностью Псковского музея, и в монастыре находится на хранении. Хотя она установлена в иконостас, но находится в специальном футляре, снабженном множеством датчиков для надлежащего содержания и обеспечения сохранности.


Цареградская икона Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери

Интересно, что в своё время, в начале 15-го века, преподобный Ефросин посетил Константинополь, надеясь разрешить богослужебные вопросы, волновавшие тогда псковских жителей. Они обсуждали, следует ли на богослужебниях петь «сугубую» или «трегубую» Аллилую, то есть петь «алиллуя» два или три раза подряд. Однозначно решить этот вопрос не удалось, но из Константинополя преподобный Ефросин привез икону Божией Матери, ставшей еще одной известной святыней монастыря. По месту своего происхождения икона получила название Цареградская. К сожалению, икона была утрачена в ходе русско-польских войн, сейчас в монастыре находится один из ее списков.


На озере около Спасо-Елеазарова монастыря

На озере около Спасо-Елеазарова монастыря

В начале 20-го века здесь пребывал на покое архимандрит Гавриил Спасо-Елеазаров (Зырянов), человек необычной судьбы, духовник великой княгини Елизаветы Федоровны. Елизавета Федоровна неоднократно приезжала к отцу Гавриилу, заботилась об устроении Спасо-Елеазаровского монастыря. Преподобный отец Гавриил начинал и закончил свой монашеской путь в Седмиезерной пустыни неподалеку от Казани, мы бывали там в одной из наших поездок.


Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

На Псковской земле нам удалось посетить еще одну замечательную монашескую обитель — Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь. Этот монастырь не очень известен за пределами Псковщины, но именно он произвёл на нас наиболее сильное впечатление своим монашеским духом, и, может быть, еще чем-то другим, плохо поддающимся словесному описанию. В первый свой приезд мы оказались здесь, можно сказать, «случайно», поскольку даже не знали о существовании такого монастыря.  Мы попали на престольный праздник, богослужение проводил местный Владыка Евсевий. Он впечатлил нас своим спокойствием, ясностью мысли, внутренним светом, при видимой физической немощи. По нашим впечатлениям, особая атмосфера Крыпецкого монастыря во многом  определяется тем обстоятельством, что его восстановление в 1990-м году начал игумен Дамаскин (Сахнюк), постриженник Псково-Печерского монастыря. О. Дамаскин безвременно погиб в автомобильной катастрофе в 2007 году, но монастырский дух, возрожденный в обители его трудами, живет и сохраняется. В общем, Крыпецкий монастырь оказался для нас неожиданным открытием, и во вторую нашу поездку мы тоже приезжали сюда.

Крестный ход в монастыре

Крестный ход в монастыре

Проповедь Владыки Евсевия

Проповедь Владыки Евсевия

Богоматерь Одигитрия и святые Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с житием последнего. Начало XVII века. Из собрания Псковского музея-заповедника.

Богоматерь Одигитрия и святые Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с житием последнего. Начало XVII века. Из собрания Псковского музея-заповедника.

Преподобный Савва Крыпецкий, основатель монастыря, принял монашеский постриг на Афоне. После прибытия в Псков он некоторое время подвизался в Снетогорском монастыре, затем перешел к преподобному Евфросину в Спасо-Елеазаровский монастырь, а позднее ушел в уединение в Крыпецкую пустынь, находящуюся среди болот и лесов. Однако с течением времени вокруг него собрались ученики, и был основан монастырь с главным храмом в честь Иоанна Богослова.

Основные здания Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря

Основные здания Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря

В советское время монастырь пришел в полное запустение, остатки монастырских  построек собирались взорвать. Однако усилиями энтузиастов Крыпецкая обитель была признана памятником культуры и спасена от уничтожения. С начала 90-х монастырь начал постепенно восстанавливаться, сейчас строительные работы в основном завершены.

Поклонный крест на озере около монастыря

Поклонный крест на озере около монастыря

На хозяйственном дворе

На хозяйственном дворе


Самым известным и почитаемым монастырем Псковской земли является Псково-Печерский Успенский монастырь. Поскольку, как уже говорилось, с конца XVI века монастырь стал западным форпостом Русской Земли, он  был хорошо укреплен, обнесен мощными стенами. При Советской власти Псково-Печерский монастырь не был закрыт и какое-то время  оставался единственным действующим  монастырем на территории СССР,   благодаря чему в Русской Церкви была сохранена непрерывная монашеская традиция. Сейчас монастырь очень популярен у паломников и туристов, о нем очень много написано, и нет необходимости повторяться. Расскажем только об одном небольшом интересном, на наш взгляд, факте, связанным с этой обителью, и добавим несколько фотографий.

Псково-Печерский монастырь — единственное место в России, где сохранился старинный, «очепной» колокольный звон. Это такой способ колокольного звона, при котором раскачивается не язык колокола, а сам колокол, с помощью шеста-«очепа», служащего рычагом. Язык колокола при этом висит свободно. Данный способ звона применялся только для больших колоколов («благовестников»), и требовал и других приспособлений. В средние и малые колокола звонили с помощью обычного язычного звона, то есть раскачивая с помощью веревки язык колокола. Нам посчастливилось послушать и понаблюдать очепной звон Псково-Печерского монастыря.

Звонница Псково-Печерского монастыря

Звонница Псково-Печерского монастыря

Большие колокола с шестами - "очепами"

Большие колокола с шестами — «очепами»

Очепной звон

Очепной звон

Раскачивание больших "очепных" колоколов

Раскачивание больших «очепных» колоколов

Звон в малые колокола

Звон в малые колокола


И ещё немного фотографий.

Основные храмы монастыря находятся в низине

Основные храмы монастыря находятся в низине

Главный и самый старый Успенский пещерный храм

Главный и самый старый Успенский пещерный храм

Часовня в монастыре

Часовня в монастыре

Угловая башня

Угловая башня

Монастырские стены

Монастырские стены

У монастырских стен

У монастырских стен

И теперь наш рассказ о пребывании на Псковской земле наконец-то завершается)).

Комментирование запрещено