Весной 2015 года, в середине мая, мы совершили большую поездку по Татарстану. На это было несколько причин. Привлекало то, что в наших волжских краях Казань является самым старым центром православия, с большим количеством святынь, с монастырями, основанными ещё во времена Ивана Грозного или немного позднее. Во время подготовки к поездке я с удивлением узнал, что в Казани был даже свой Новый Иерусалим, созданный по повелению патриарха Никона, практически одновременно с подмосковным Новым Иерусалимом. Кроме того, мне давно хотелось побывать в городе-крепости Свияжске и в Болгарах — столице древнего Булгарского царства. Так и родился маршрут поездки, показанный на карте. Мы не торопились, жили по нескольку дней в каждом пункте, по возможности совершали ещё радиальные вылазки, так что путешествие оказалось довольно длительным.
Начальным пунктом нашего путешествия стал Раифский Богородицкий монастырь, в настоящее время самый известный монастырь Казанской епархии. Он был основан в первой половине XVII века, но стены и самые старые каменные постройки монастыря относятся к концу XVII — началу XVIII века. Основные храмы монастыря были построены ещё позднее. Монастырь находится в лесу, на берегу озера, рядом есть еще другие озера и болотца. Сейчас эти места входят в состав Волго-Камского природного заповедника. В начале XVII века здесь было глухое, уединенное место.
В Раифе мы останавливались в доме паломника, взяли номер со всеми удобствами. В будние дни в середине мая гостиница была пуста, по вечерам, после монастырских служб, мы в одиночестве сидели на скамеечке на берегу Раифского озера и любовались тихими закатами. Днем, конечно, посетители и экскурсанты в монастыре были, но к вечеру все разъезжались.
В советские времена монастырь пребывал в запустении, в нём располагалась колония для несовершеннолетних. Какие-то остатки этого учреждения до сих пор действуют рядом с монастырём. Здания монастыря потихоньку разрушались. К его восстановлению приступили в начале 1990-х и в настоящее время оно почти завершено, хотя отдельные строительно-ремонтные работы ещё продолжаются.
На этой фотографии видны основные храмы монастыря. Слева направо — Троицкий собор, собор Грузинской иконы Божией матери, справа — церковь во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Древняя Раифа — местечко недалеко от синайской горы, так что можно сказать, что священным прототипом Раифского монастыря в какой-то мере является знаменитый монастырь Святой Екатерины на горе Синай. Церковь Святых Отец, в Раифе и Синае избиенных, является одной из самых старых построек Раифского монастыря, к сожалению, она закрыта для посторонних посетителей.
Я, кстати, пытался найти какие-то исторические сведения о Святых Отцах, в Синае и Раифе убиенных. Оказалось, что было два нападения кочевников на отшельников синайской горы, первое в IV, а в второе — в V веке. События V века описаны в небольшой повести Нила Синайского (IV — V вв.) «Сказание об избиении монахов на горе Синайской». Она удивила меня своим красочным литературным стилем, искусным «плетением словес», как-то давно уже не читал подобной литературы.
Собор Грузинской иконы Божией Матери был построен в середине XIX века, в стиле классицизма. Притвор собора украшен росписями сцен страшного суда и райских блаженств, также выполненными в классической академической манере. Это не настенные росписи в прямом смысле, а закреплённые на стенах картины. За годы разрухи толстая каменная кладка пропиталась влагой, штукатурка на ней отсыревает, поэтому расписывать непосредственно стены не получается. В этом соборе хранится главная святыня монастыря — Грузинская икона Божией матери.
Собор Святой Троицы был построен в начале XX века в духе стилизации под русский стиль XVII века. В нем есть несколько икон своеобразного, может быть, местного письма, но узнать что-то про них не удалось. При восстановлении монастыря иконы собирались буквально с миру по нитке, часть приносили местные жители, и каких-то определенных сведений об этих иконах нет.
Монастырские службы впечатляют своим мощным, «мужским», характером. Мысли во время службы не рассеиваются, не успевают:). Поскольку мы были в монастыре в будние дни, нам не удалось услышать полный братский хор, но всё равно пение хорошо запомнилось. В монастыре есть даже свой вокальный квартет «Притча», выступающий иногда с концертами.
Раифский монастырь расположен на берегу довольно большого Раифского озера. Можно посидеть на скамеечке на берегу, а можно взять лодку у местных жителей и покататься по озеру, что мы и делали неоднократно. Противоположный от монастыря берег зарос густым девственным лесом (он относится к заповеднику и находиться там запрещено). Там протекала бурная весенняя жизнь: цветущие растения, птицы разных пород, наиболее заметными из которых были цапли, какие-то водные животные типа ондатр и т.д.
Таким образом, один берег Раифского озера относится к заповеднику, а на другом живут местные жители. С воды открывается интересная панорама населённого берега — сначала идёт монастырь, за ним барачный поселок советского образца, а дальше начинается коттеджная застройка. И во время вечерней прогулки на лодке два эти берега сильно контрастируют — с одной стороны тишина, иногда прерываемая негромкими звуками какой-то своей внутренней жизни природы, с другой — шум, музыка, выкрики во время игры в футбол и т.д.
На берегу озера рядом с монастырём стоит памятник Татарскому Коту, очень солидному:). Глядя на кошек, прикармливаемых при трапезной монастыря, убеждаешься, что это не преувеличение.
В паре километров от монастыря находится дендрологический сад Раифского лесничества (Раифский дендропарк), который мы также планировали посетить. К сожалению, в середине мая он был ещё закрыт, и наш поход в дендрарий не удался. Но немного прошлись по Раифскому заповеднику, хотя это, конечно, нарушение :).
Но нам уже пора завершать наше пребывание в Раифском монастыре. Дальше наш путь лежал в сказочный остров-град Свияжск…