Суздаль. Часть 4. Поездка в Кидекшу

Поездку в Кидекшу мы запланировали сразу, как только начали обдумывать свой маршрут по Суздалю и его окрестностям. Кидекша – это село в 4 км от Суздаля, село очень древнее, возникшее, как полагают, еще в дохристианский период. Оно стоит в устье реки Каменки — в месте ее впадения в Нерль. По этим рекам проходил водный путь, соединяющий Суздаль с Владимиром. В настоящее время Кидекша известна благодаря находящемуся здесь храмовому комплексу, жемчужиной которого является церковь Бориса и Глеба, один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, с 1992 года включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмовый комплекс в Кидекшах

Храмовый комплекс в Кидекшах

Мост через р. Нерль. Недалеко от него находится устье р. Каменки

Мост через р. Нерль. Недалеко от него находится устье р. Каменки


Св. князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона. Посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Кидекше (Копия)

Св. князья Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона. Посл. четв. XVII — нач. XVIII в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Кидекше (Копия)

По преданию, в начале XI века где-то здесь, на высоком берегу реки Нерль, встретились два брата – князья Борис и Глеб. Они ехали в Киев на встречу со своим заболевшим отцом, великим князем Владимиром. В 1015 году после его смерти Борис и Глеб, отказавшись от борьбы за власть, были  убиты (по одной из версий) своим старшим братом Святополком Окаянным. Во 2-ой пол. XI века они были канонизированы и стали первыми русскими святыми мучениками-страстотерпцами, покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. Именно в честь этих святых и воздвиг князь Юрий Долгорукий, будущий князь киевский, храм в своей летней резиденции, которую он основал в Кидекше в сер. XII века.


Юрий Долгорукий княжил в Ростово-Суздальской земле с нач. XII века.  За время своего правления он значительно укрепил свои владения, построив города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Кострому, Звенигород, Москву и др. Государственную мощь в средние века выражали прежде всего через дворцы и храмы, поэтому для возвышения своего княжества Юрий Долгорукий развернул здесь беспрецедентное по тем временам белокаменное строительство. Надо сказать, что белокаменное строительство было для Северо-Восточной Руси делом очень сложным, дорогостоящим и трудоемким, поскольку своего камня, пригодного для возведения монументальных построек, здесь не было и его приходилось добывать и возить за 500 км. Согласно летописи в 1152 году Юрий Долгорукий построил пять белокаменных храмов, из которых сохранились только два: храм Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Предполагается, что создателями храмов Юрия Долгорукого были зодчие из Галицкой земли или местные мастера, перенявшие опыт европейских строителей.

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Храм Бориса и Глеба в Кидекше

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Примерно так первоначально выглядел Борисоглебский храм в Кидекше

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Примерно так первоначально выглядел  Борисоглебский храм в Кидекше

Вид на храмовый комплекс в Кидекше со стороны р. Нерль. На переднем плане остатки земляных валов

Вид на храмовый комплекс в Кидекше со стороны р. Нерль. На переднем плане остатки земляных валов

Место для строительства своей резиденции Юрий Долгорукий выбрал не случайно. Расположение Кидекши было очень удобным для контроля за важнейшей торговой водной артерией Ростово-Суздальского княжества. Остатки земляных оборонительных валов, окружающих резиденцию,  сохранились до настоящего времени. Здесь же находился  Кидекоцкий-Борисоглебский (или Кидекшский) монастырь, к которому изначально относилась Борисоглебская церковь.  В XVII веке обитель была приписана к Печерскому Нижегородскому монастырю. Позднее Кидекшский монастырь был упразднен, а церковь стала приходской.

В 1149 году, одержав победу в борьбе за Киевский престол, Юрий Долгорукий покинул Суздальскую землю. В Кидекше он оставил править своего сына Бориса. Позднее Борисоглебская церковь стала усыпальницей княжеской семьи: здесь сохранились могилы самого князя Бориса († 1159), его жены Марии (†1161) и дочери Евфросинии (†1202).

Гробница князя Бориса в аркосолии южной стены

Гробница князя Бориса в аркосолии южной стены

Деисус. Роспись над гробницей князя Бориса. XVIII-XIX вв.

Деисус. Роспись над гробницей князя Бориса. XVIII-XIX вв.

Гробница княгини Марии в аркосолии северной стены

Гробница княгини Марии в аркосолии северной стены

Святые жены среди райского сада. Фреска над гробницей княгини Марии. XII в.

Святые жены среди райского сада. Фреска над гробницей княгини Марии. XII в.

Церковь Бориса и Глеба дошла до нас в значительно измененном виде. Впервые она серьезно пострадала во время нашествия монголов, но уже в 1239 году была отремонтирована и вновь освящена, однако впоследствии снова пришла в упадок. В XVII веке обрушились ее своды, глава и верхняя часть восточного фасада. При восстановлении в 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были полностью разобраны, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Южный портал и древние окна были заложены, сделан ряд новых оконных проемов. Восточные столпы и верхи апсид были сложены вновь, храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде он сохранился до наших дней.

Апсиды и южная сторона церкви Бориса и Глеба

Апсиды и южная сторона церкви Бориса и Глеба

Аркатурный пояс. Фрагмент

Аркатурный пояс. Фрагмент

Горнее место в центральной апсиде. XIII в.

Горнее место в центральной апсиде. XIII в.

Первые росписи храма датируются XII веком. Фрагменты этих фресок были обнаружены еще во время археологических раскопок в 1940-е годы. В это же время на некоторых участках пола был снят культурный слой, образовавшийся за время существования храма. В результате был выявлен уровень первого пола в алтаре, а также горнее место XIII века в виде белокаменной скамьи с фрагментами фресковой росписи на ее боковой поверхности.

Крест с головой Адама. Древнее граффити на столбе храма

Крест с головой Адама. Древнее граффити на столбе храма

Фрагмент фресок рядом с горним местом. XIII в.

Фрагмент фресок рядом с горним местом. XIII в.

Фрагмент фресок XII в. на южной стене

Фрагмент фресок XII в. на южной стене

Фрагмент фресок XII в. на северной стене

Фрагмент фресок XII в. на северной стене

Вообще, храм Бориса и Глеба стал предметом исследований еще с середины XIX века. Первые археологические раскопки здесь были проведены в сер. XIX века графом А.С. Уваровым. Храм исследовали в 30-е и 40-е годы XX века, а в 1954–1955 годах в нем были проведены реставрационные работы, спасшие памятник от грозившего ему обрушения. Здесь надо добавить, что в 1920-е — 1930-е годы Борисоглебский храм начал активно разоряться местными жителями, которые стали выламывать из него каменные плиты для своих хозяйственных нужд. Причем разорялся не только сам храм, но и церковная ограда, а рядом с храмом был устроен песчаный карьер. И только усилиями специалистов, в частности выдающегося историка Суздальской земли А. Д. Варганова, храм удалось передать в ведение Суздальского музея и тем самым спасти от полного разрушения.

Археологические раскопки пола храма Бориса и Глеба с фресками XII в.

Археологические раскопки пола храма Бориса и Глеба с фресками XII в.

Фрагмент фресок XII в.

Фрагмент фресок XII в.

В конце XX века в ходе исследовательских и реставрационных работ в храме были обнаружены новые фрагменты фресок XII века, укреплены фундаменты и стены церкви, создана система калориферного отопления, проведена реставрация белого камня и живописи.

Нижняя часть белокаменного престола. XIII в.

Нижняя часть белокаменного престола. XIII в.

В 2011-2012 годах в алтаре, к западу от горнего места археологами найдена нижняя часть белокаменного престола XIII века. В центре храма обнаружен вложенный в известковую подготовку первоначального пола XII века крупный белый камень круглой формы — омфалий (от греч. «пуп»), отмечавший особое место, на которое в определенные моменты службы становился епископ. В ходе раскопок были открыты неизвестные ранее фрагменты фресок XII века, резная белокаменная деталь предположительно XIII века, и того же времени белокаменный престол придельного храма в северной апсиде.

Интерьер храма Бориса и Глеба. На переднем плане место, где расположен омфалий

Интерьер храма Бориса и Глеба. На переднем плане место, где расположен омфалий

Омфалий. XII в.

Омфалий. XII в.

Кроме древних фресок в церкви сохранились фрагменты более поздней настенной живописи XVIII, XIX, начала XX веков.

Роспись в центральной апсиде. Нач. XX в.

Роспись в центральной апсиде. Нач. XX в.

Роспись свода храма. Нач. XX в.

Роспись свода храма. Нач. XX в.

Интерьер западного притвора

Интерьер западного притвора

В конце XIX века к западной стене храма был пристроен притвор. В 1913 году к празднованию 300-летия Дома Романовых он был расписан. Роспись представляет собой целостную, гармоничную композицию на ветхозаветную тему «Сотворение мира», которая очень украшает не только притвор, но и храм в целом.

"Первый день творения". Роспись западного притвора. 1913 г.

«Первый день творения». Роспись западного притвора. 1913 г.

"Четвертый день творения". Роспись западного притвора. 1913 г.

«Четвертый день творения». Роспись западного притвора. 1913 г.


Церковь св. Стефана

Церковь св. Стефана

В 1780 году рядом с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь, а также восьмигранная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооружённым глазом (можно сказать, местная «Пизанская башня») . Примерно в это же время возведена невысокая каменная ограда, сохранившаяся до настоящего времени. В советский период Стефановская церковь  была закрыта, с 2003 года является действующей приходской церковью.

"Падающая" колокольня

«Падающая» колокольня

Каменная ограда

Каменная ограда


Описывая Кидекшу, нельзя не сказать об удивительной живописности этого места. После посещения музея мы с удовольствием прогулялись по берегу вдоль реки Нерль. Жалко, что небо было затянуто облаками, солнышко и голубое небо, конечно,  украсили бы пейзаж. Но и в этот пасмурный день окружающая природа дарила такой покой, умиротворение и настраивала на светлый созерцательный лад, что мы с большим сожалением и желанием когда-нибудь еще сюда вернуться покидали этот замечательный уголок Суздальской земли.

Река Нерль

Река Нерль (1)

Река Нерль

Река Нерль (2)

Река Нерль. Кувшинки

Река Нерль. Кувшинки

Часовня Бориса и Глеба на кладбище села Кидекша

Часовня Бориса и Глеба на кладбище села Кидекша

Кидекша

Комментирование запрещено