Поездку в Кидекшу мы запланировали сразу, как только начали обдумывать свой маршрут по Суздалю и его окрестностям. Кидекша – это село в 4 км от Суздаля, село очень древнее, возникшее, как полагают, еще в дохристианский период. Оно стоит в устье реки Каменки — в месте ее впадения в Нерль. По этим рекам проходил водный путь, соединяющий Суздаль с Владимиром. В настоящее время Кидекша известна благодаря находящемуся здесь храмовому комплексу, жемчужиной которого является церковь Бориса и Глеба, один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, с 1992 года включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По преданию, в начале XI века где-то здесь, на высоком берегу реки Нерль, встретились два брата – князья Борис и Глеб. Они ехали в Киев на встречу со своим заболевшим отцом, великим князем Владимиром. В 1015 году после его смерти Борис и Глеб, отказавшись от борьбы за власть, были убиты (по одной из версий) своим старшим братом Святополком Окаянным. Во 2-ой пол. XI века они были канонизированы и стали первыми русскими святыми мучениками-страстотерпцами, покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. Именно в честь этих святых и воздвиг князь Юрий Долгорукий, будущий князь киевский, храм в своей летней резиденции, которую он основал в Кидекше в сер. XII века.
Юрий Долгорукий княжил в Ростово-Суздальской земле с нач. XII века. За время своего правления он значительно укрепил свои владения, построив города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Кострому, Звенигород, Москву и др. Государственную мощь в средние века выражали прежде всего через дворцы и храмы, поэтому для возвышения своего княжества Юрий Долгорукий развернул здесь беспрецедентное по тем временам белокаменное строительство. Надо сказать, что белокаменное строительство было для Северо-Восточной Руси делом очень сложным, дорогостоящим и трудоемким, поскольку своего камня, пригодного для возведения монументальных построек, здесь не было и его приходилось добывать и возить за 500 км. Согласно летописи в 1152 году Юрий Долгорукий построил пять белокаменных храмов, из которых сохранились только два: храм Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Предполагается, что создателями храмов Юрия Долгорукого были зодчие из Галицкой земли или местные мастера, перенявшие опыт европейских строителей.
Место для строительства своей резиденции Юрий Долгорукий выбрал не случайно. Расположение Кидекши было очень удобным для контроля за важнейшей торговой водной артерией Ростово-Суздальского княжества. Остатки земляных оборонительных валов, окружающих резиденцию, сохранились до настоящего времени. Здесь же находился Кидекоцкий-Борисоглебский (или Кидекшский) монастырь, к которому изначально относилась Борисоглебская церковь. В XVII веке обитель была приписана к Печерскому Нижегородскому монастырю. Позднее Кидекшский монастырь был упразднен, а церковь стала приходской.
В 1149 году, одержав победу в борьбе за Киевский престол, Юрий Долгорукий покинул Суздальскую землю. В Кидекше он оставил править своего сына Бориса. Позднее Борисоглебская церковь стала усыпальницей княжеской семьи: здесь сохранились могилы самого князя Бориса († 1159), его жены Марии (†1161) и дочери Евфросинии (†1202).
Церковь Бориса и Глеба дошла до нас в значительно измененном виде. Впервые она серьезно пострадала во время нашествия монголов, но уже в 1239 году была отремонтирована и вновь освящена, однако впоследствии снова пришла в упадок. В XVII веке обрушились ее своды, глава и верхняя часть восточного фасада. При восстановлении в 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были полностью разобраны, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Южный портал и древние окна были заложены, сделан ряд новых оконных проемов. Восточные столпы и верхи апсид были сложены вновь, храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде он сохранился до наших дней.
Первые росписи храма датируются XII веком. Фрагменты этих фресок были обнаружены еще во время археологических раскопок в 1940-е годы. В это же время на некоторых участках пола был снят культурный слой, образовавшийся за время существования храма. В результате был выявлен уровень первого пола в алтаре, а также горнее место XIII века в виде белокаменной скамьи с фрагментами фресковой росписи на ее боковой поверхности.
Вообще, храм Бориса и Глеба стал предметом исследований еще с середины XIX века. Первые археологические раскопки здесь были проведены в сер. XIX века графом А.С. Уваровым. Храм исследовали в 30-е и 40-е годы XX века, а в 1954–1955 годах в нем были проведены реставрационные работы, спасшие памятник от грозившего ему обрушения. Здесь надо добавить, что в 1920-е — 1930-е годы Борисоглебский храм начал активно разоряться местными жителями, которые стали выламывать из него каменные плиты для своих хозяйственных нужд. Причем разорялся не только сам храм, но и церковная ограда, а рядом с храмом был устроен песчаный карьер. И только усилиями специалистов, в частности выдающегося историка Суздальской земли А. Д. Варганова, храм удалось передать в ведение Суздальского музея и тем самым спасти от полного разрушения.
В конце XX века в ходе исследовательских и реставрационных работ в храме были обнаружены новые фрагменты фресок XII века, укреплены фундаменты и стены церкви, создана система калориферного отопления, проведена реставрация белого камня и живописи.
В 2011-2012 годах в алтаре, к западу от горнего места археологами найдена нижняя часть белокаменного престола XIII века. В центре храма обнаружен вложенный в известковую подготовку первоначального пола XII века крупный белый камень круглой формы — омфалий (от греч. «пуп»), отмечавший особое место, на которое в определенные моменты службы становился епископ. В ходе раскопок были открыты неизвестные ранее фрагменты фресок XII века, резная белокаменная деталь предположительно XIII века, и того же времени белокаменный престол придельного храма в северной апсиде.
Кроме древних фресок в церкви сохранились фрагменты более поздней настенной живописи XVIII, XIX, начала XX веков.
В конце XIX века к западной стене храма был пристроен притвор. В 1913 году к празднованию 300-летия Дома Романовых он был расписан. Роспись представляет собой целостную, гармоничную композицию на ветхозаветную тему «Сотворение мира», которая очень украшает не только притвор, но и храм в целом.
В 1780 году рядом с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь, а также восьмигранная шатровая колокольня, которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооружённым глазом (можно сказать, местная «Пизанская башня») . Примерно в это же время возведена невысокая каменная ограда, сохранившаяся до настоящего времени. В советский период Стефановская церковь была закрыта, с 2003 года является действующей приходской церковью.
Описывая Кидекшу, нельзя не сказать об удивительной живописности этого места. После посещения музея мы с удовольствием прогулялись по берегу вдоль реки Нерль. Жалко, что небо было затянуто облаками, солнышко и голубое небо, конечно, украсили бы пейзаж. Но и в этот пасмурный день окружающая природа дарила такой покой, умиротворение и настраивала на светлый созерцательный лад, что мы с большим сожалением и желанием когда-нибудь еще сюда вернуться покидали этот замечательный уголок Суздальской земли.