Так получилось, что Спасо-Евфимиев монастырь стал конечным пунктом нашего путешествия по Суздалю и его окрестностям. И несмотря на то, что мы уже немного устали и были пресыщены разной информацией, монастырь произвел на нас сильное впечатление. Впечатлило все — и его история, и архитектура, и интересные музейные экспозиции. Из-за ограничения во времени нам удалось посмотреть далеко не все, поэтому наш рассказ не претендует на исчерпывающую полноту.
Сразу оговоримся, Спасо-Евфимиев монастырь не действующий. Сейчас это музейный комплекс, входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. История монастыря насчитывает более 600 лет. В 1352 году монахом нижегородского Печерского монастыря Евфимием по просьбе суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича была основана Преображенско-Суздальская обитель. Прп. Евфимий сам выбрал для нее место на высоком берегу реки Каменки. Как сообщается в его житии, пробыв настоятелем монастыря 52 года, он умер в 1404 году глубоким старцем в возрасте 88 лет и здесь же был похоронен. В 1507 году при восстановлении монастыря после пожара, были обретены нетленные мощи прп. Евфимия. В 1549 году прп. Евфимий Суздальский был канонизирован, а монастырь переименован в Спасо-Евфимиев. Благодаря вкладам суздальско-нижегородских и московских князей в XVI – XVII вв. был возведен каменный архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней. В него входят Спасо-Преображенский собор (1594), монастырская звонница (XVI-XVII вв.), Благовещенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.), Успенская трапезная церковь (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669), архимандритский корпус (XVII в.), братский келейный корпус (XVII-XIX вв.), тюремный корпус (XVIII в.), крепостные стены с 12 башнями (XVII в.)
Самая высокая монастырская (проездная) башня имеет высоту 22 метра. Башня богато украшена декоративными элементами, в ее массивном основании проделаны две проездные арки. Сейчас здесь вход в музей, книжная лавка и билетная касса. В 60-е годы XIX века, когда возникла угроза обрушения башни, были проведены работы по ее укреплению. В советское время башня использовалась в качестве водонапорной. В начале 1980-х годов было проведено еще одно ее серьёзное инженерное укрепление и реставрация. Перед входом установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, прах которого покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря.
За проездной башней открывается внутренний дворик и вид на Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Святые врата служили входом в монастырь до того, как были возведены каменные крепостные стены. В настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой». Дорожка от Святых врат ведет к основной части архитектурного ансамбля монастыря — Спасо-Преображенскому собору, звоннице и Успенской трапезной церкви.
Спасо-Преображенский собор — главный храм Спасо-Евфимиева монастыря. В 1511 году на месте пострадавшей во время пожара Спасо-Преображенской церкви здесь, над могилой прп. Евфимия, была возведена маленькая бесстолпная Спасская церковь. На сегодняшний день это древнейшее из сохранившихся каменных монастырских сооружений. В 1594 году к ней было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (он расположен с юго-восточной стороны собора). Во второй половине XIX века с противоположной стороны к храму пристроен придел прп. Сергия Радонежского.
На стенах собора — монументальная живопись 1689 года, до этого храм не был расписан. К сожалению, первоначальный иконостас храма утрачен. Уникальные фрески созданы артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина — одного из лучших мастеров того времени. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.
В Соборе покоятся мощи св. прп. Евфимия Суздальского. Сень и рака с мощами преподобного примыкает к стене Евфимиевского придела, недалеко от места, где находилось его первоначальное захоронение. В Евфимиевском приделе выставлена одна из ценностей собора — мозаичная икона «Спас Вседержитель» (1867-1869) с фронтона мавзолея Дмитрия Пожарского.
У мавзолея непростая история. Княжеский род Пожарских, имея владения в Суздальской земле, был тесно связан со Спасо-Евфимиевым монастырем: здесь была их родовая усыпальница с часовней, здесь были похоронены родители Дмитрия Пожарского, сюда он приезжал помолиться перед битвой за Москву с поляками и литовцами, здесь он был похоронен апреле 1642 года. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, усыпальница была разорена разгневанной братией, часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Новый мавзолей был построен в 1885 году. Более пяти лет собирались средства (добровольные пожертвования) на его строительство. Была собрана огромная по тем временам сумма — 75 тысяч рублей. Строительство продолжалось более 25 лет. Мавзолей представлял собой очень красивое, величественное сооружение из белого итальянского мрамора. В 1933 году усыпальница вновь была разорена, часть мраморных плит вывезена в Москву (по некоторым свидетельствам, их использовали для отделки станции Московского метрополитена). Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. В 1974 году на месте усыпальницы была установлена плита с барельефом Д.М. Пожарского. В наши дни разрушенный мавзолей XIX века воссоздан по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям. Его торжественное открытие состоялось 4 ноября 2009 года. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Памятник-часовня поставлен не на месте прежнего мавзолея, а немного дальше от апсид собора. Там, где он находился раньше, установлен памятный каменный крест.
Еще одно уникальное монастырское строение — звонница. Она состоит из нескольких построенных в разное время зданий. Самое древнее из них — девятигранная столпообразная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (нач. XVI в.). Позднее (XVI—XVII вв.) к ней была пристроена трёхпролетная галерея звонов. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов (колокола XVI в. не сохранились). Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь (1525) с примыкающими к ней архимандритским корпусом.
В братском корпусе размещается несколько музейных экспозиций, самая большая из них — «История суздальских монастырей», рассказывающая о хозяйственной, просветительской и благотворительной деятельности местных монастырей. Русские монастыри, особенно в средние века служили опорой княжеской власти, нередко участвовали в исторически значимых событиях, обладали большим духовно-нравственным авторитетом. Суздаль был одним из крупнейших религиозных центров с большими монастырями, которые использовались не только в качестве крепостей, но и как культурные и образовательные центры. До появления книгопечатания в некоторых монастырях занимались перепиской книг. В XVI веке создателем житийной литературы в Суздале был монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Им написаны жития основателя монастыря Евфимия, Евфросинии Суздальской, суздальского епископа Иоанна. Книгохранилище Спасо-Евфимиева монастыря имело полный состав богослужебных книг, многочисленные проповеднические и нравоучительные сочинения. В женских монастырях, как правило, занимались различным рукоделием: вышивкой, вязанием, плетением кружев и т.п.
Существует в истории Спасо-Евфимиева монастыря и мрачная страница. В 1766 году по распоряжению императрицы Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма. В XIX веке здесь находились в заточении декабрист Ф. Шаховской, монах-предсказатель Авель, епископы-старообрядцы. Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был ликвидирован, на его территории разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие политические деятели, священнослужители, экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».
Уже двигаясь к выходу, мы посетили еще одну монастырскую достопримечательность — «Аптекарский огород». Он находится недалеко от проездной башни, справа от входа. «Аптекарские огороды», предназначенные для выращивания лекарственных трав, начинают создаваться по всей России с XVI века, после открытия по указу царя Иоанна Грозного Аптекарского приказа. Согласно историческим данным в XVIII веке Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Уход за огородом было одним из монашеских послушаний.
Ну и напоследок не удержались, прошлись по крепостным стенам.
Наш рассказ о других замечательных местах древнего Суздаля можно почитать здесь. Продолжение следует …