В архитектурном ансамбле Суздаля монастыри играют особую роль. Собственно, без них Суздаль просто невозможно представить. Именно здесь, в монастырях, через их историю, храмовую архитектуру и живопись, современному человеку можно почувствовать, уловить особенный дух Древней Руси.
Надо сказать, что в прежние времена на Владимирской земле было огромное количество церквей, монастырей, скитов, пустыней. Всего в период с XII по XX вв. только монастырей здесь насчитывалось более 120, в том числе более 30 женских.
В настоящее время на территории Суздаля сохранилось пять монастырей. Три из них — Спасо-Евфимиев (о нем отдельный рассказ см. здесь), Свято-Покровский и Свято-Александровский — составляют как бы единый архитектурный ансамбль, очень гармонично вписывающийся в живописный береговой рельеф р. Каменки.
Два других — Ризоположенский и Свято-Васильевский — стоят обособлено: первый располагается почти в географическом центре города, второй — на его восточной окраине.
На сегодняшний день Свято-Покровский монастырь является самым «молодым» из существующих в Суздале. Он основан в 1364 году великим князем Нижегородским и Суздальским Андреем Константиновичем во исполнение обета, после чудесного спасения от гибели во время бури на Волге. В основании монастыря принял активное участие св. прп. Евфимий Суздальский, а первой монастырской игуменьей была назначена его племянница.
Существующие ныне каменные монастырские строения относятся к нач. XVI века. Главный монастырский храм — трёхглавый Покровский собор (1510—1518 гг.), массивное четырёхстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе (здесь размещается некрополь) и окружённое с трёх сторон двухэтажной открытой галереей. Уникальны по своей архитектуре Святые ворота с тремя надвратными храмами: Святой Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Архистратига Михаила.
Напротив Святых врат Покровского монастыря стоят два очень красивых храма — Петропавловский (1694 г.) и Никольский (1712 г.), относящиеся к Никольской слободе Покровского монастыря.
Первая каменная ограда Свято-Покровского монастыря возведена в XVI в., позднее она была перестроена, а в XX в. отреставрирована. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII в. находится в северной части монастыря, восьмигранные башни с полусферическими куполами датируются XVIII в.
В XVI — XVII вв. Свято-Покровский монастырь приобрел большую известность, став обителью опальных жен русских царей. В его стенах нередко заканчивали свою жизнь инокинями женщины, происходившие из именитых княжеских родов Древней Руси, по тем или иным причинам впавшие в немилость. Рюриковичи, Годуновы, Шуйские, Романовы — все царские династии присутствуют здесь. Среди пострижениц монастыря дочь Ивана III, одна из жен Ивана IV Грозного, первая и вторая жены сына Ивана IV, жена Василия Шуйского, жена Петра I Евдокия Лопухина. Многие здесь же и захоронены в подсоборье главного храма. Самая известная из похороненных в Покровском монастыре именитых женщин — Соломония Сабурова, жена великого князя Московского и Владимирского Василия III, в иночестве св. София Суздальская. Василий III женился на Соломонии в 1505 году. Брак оказался бесплодным. После 20 лет супружества по приказу Василия III Соломония была насильно пострижена в монахини и сослана в монастырь — сначала в Каргополь, а затем в Суздальский Свято-Покровский, где и умерла 1542 году. Почитается как святая с конца XVI в.
Напротив Свято-Покровского монастыря на левом (высоком) берегу реки Каменки расположен Свято-Александровский монастырь. По преданию он был основан св. благоверным князем Александром Невским в 1240 г.
Первоначально монастырь был женским. В древности он назывался «Александровский — Большая Лавра» или «Александровский девичий монастырь». В XIV в. монастырю покровительствовали великий князь Иван I Калита и его сын Иван II, дарившие обители обширные земельные угодья на поминовение души. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая Лавра». Кроме того, это название монастырь мог получить из-за многочисленности насельниц, большинство из которых были сироты, оставшиеся в бедственном положении после татарского разгрома Суздаля в 1237 г. В XIII — XIV вв. монастырь служил усыпальницей для княжеских жен. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини — Мария (1362) и Агриппина (1393). Другие древние памятники монастыря, сооружённые ранее XVII века, утрачены. В 1608—1610 годах монастырь был сожжен дотла поляками.
В конце XVII в. началось его восстановление. В 1695 году на средства царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, был построен каменный храм с колокольней в честь Вознесения Господня. В XVIII в. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от нее сохранились лишь небольшая часть и Святые ворота, отреставрированные в 1947 г.
Постепенно Александровский женский монастырь пришел в упадок, число его насельниц сильно сократилось, и в 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации монастырских земель он был упразднен. Вознесенский храм стал приходским, а в 1930-е гг. был закрыт. Какое-то время здесь размещался научный реставрационный центр. В 2005 году монастырь передан Владимиро-Суздальской епархии, а в 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря.
Ризоположенский женский монастырь, древнейший из ныне существующих пяти монастырей Суздаля, основан в 1207 г. Первоначальное полное его название звучит так: девичий монастырь во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Располагается он на холме и его 72-метровая Преподобенская колокольня (нач. XIX в.) видна из многих точек города. С ее высоты открывается великолепный вид. В настоящее время смотровая площадка на колокольне доступна для паломников и туристов.
Ризоположенский монастырь прославился благодаря св. преподобной Евфросинии (Феодулии; 1212-1250), старшей дочери св. благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде в 1246 г. Феодулия приняла постриг с именем Евфросиния в Ризоположенском монастыре в 1233 г. после скоропостижной смерти своего жениха. Считается, что по молитвам св. прп. Евфросинии в 1238 г. монастырь был спасен от разорения татарами. После чего обитель и приобрела особую известность. В 1581 г. св. прп. Евфросиния была канонизирована. Тогда же были обретены ее мощи и помещены в Ризоположенском соборе.
К мощам св. прп. Евфросинии приходили многочисленные паломники и в народе монастырь стали называть «Преподобенским». После его закрытия в 1923 г. мощи хранились в музее, в 1988 г. были переданы в Цареконстантиновский храм, а в 2015 г. были возвращены в Ризоположенский собор, который на сегодняшний день является старейшей из уцелевших построек монастыря (1520-е гг.).
Согласно преданию, по завещанию св. прп. Евфросинии, рядом с Ризоположенским девичьим монастырем была создана обитель для вдовиц — Троицкий женский монастырь. Эти два монастыря фактически существовали в одних стенах. В XVII в. на территории Троицкого монастыря был построен каменный Троицкий собор. По свидетельству тех, кто его видел, это был лучший храм в городе. В 1764 г. Троицкий монастырь был упразднен, Троицкий собор стал приходским, а позднее (в 1840-х гг.) он был приписан к Ризоположенскому монастырю. Дальнейшая судьба Троицкого собора (как и многих других) печальна — в 1934 г. он был взорван. Кирпич пошел на строительство мастерской тракторной школы и устройство коровника. Сейчас здесь пустое место, и лишь сохранившиеся старые фотографии свидетельствуют о красоте и величии собора. В настоящее время на этом месте установлен камень и крест в память о 15-ти погибших храмах Суздаля в 20-е — 30-е гг. XX в.
Троицкий собор располагался напротив Святых ворот (конец XVII в.), которые вместе с каменной стеной и башней являются в настоящее время единственным уцелевшим архитектурным артефактом Троицкого монастыря.
В 1769 году Ризоположенский монастырь серьезно пострадал от сильного пожара. На его восстановление ушли долгие годы. В XIX в. здесь шло активное строительство: в 1810-е гг. была возведена Преподобенская колокольня, в 1882 году построен теплый Сретенский храм, трапезная, игуменская келья, два больших двухэтажных келейных корпуса, а в 1893 году здание церковноприходской школы для девочек. Число монахинь в это время достигает 200. 8 февраля 1923 года монастырь был закрыт. В 1924 г. передан ОГПУ под особый дивизион охраны суздальского политизолятора. В 1970-годы проводилась его реставрация. В 1999 году в Ризоположенском монастыре возобновились постоянные богослужения и монашеская жизнь.
К сожалению, нам не удалось побывать в самом отдаленном от центра Суздаля Свято-Васильевском монастыре. Мы увидели его лишь издалека, проезжая мимо по дороге в Кидекшу. Но все же не можем не сказать о нем несколько слов, иначе наш рассказ о Суздальских монастырях будет неполным.
Свято-Васильевский монастырь принадлежит к числу древнейших обителей на Суздальской земле. Первое письменное упоминание о нем датируется 1253 г., однако существует предположение, что первый храм святителю Василию Великому, архиепископу Кессарии Каппадакийской, был возведен на месте нынешнего монастыря еще при св. равноапостольном князе Владимире (нач. XI в.), и именно в этом храме суздальцы приняли христианство.
В XIV — XVII вв. монастырь процветал и благодаря княжеским вкладам владел значительными земельными угодьями. Царь Михаил Фёдорович (нач. XVII в.) именует монастырь «своим царским богомольем». О знатности монастыря свидетельствует и тот факт, что он имел своё подворье в Суздальском Кремле. Подворье располагалось между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. После реформы 1764 года Свято-Васильевский монастырь продолжил свое существование, в то время как многие суздальские монастыри были упразднены. В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому монастырю. В таком состоянии он просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими суздальскими обителями был закрыт в 1923 г. После закрытия как и многие другие монастырские постройки использовался для хозяйственных нужд. В 1950-х отреставрирован. В 1995 году началось возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря.
В заключение скажем, что суздальские монастыри произвели на нас больше впечатление. В них мы увидели не только прекрасные историко-культурные памятники Древней Руси (жалко, конечно, что далеко не все из них сохранились), но и продолжение ее духовных традиций.