Завершив свое пребывание в Раифском монастыре, мы переместились на остров-град Свияжск. Трудно писать об этом месте из-за обилия впечатлений и ощущения необычности этого места. В чём-то оно неуловимо похоже на Соловки или, может быть, на остров Ольхон на Байкале. Во всяком случае, в наших волжских краях это уникальное явление. Как и в Раифе, здесь мы прожили три дня.
Начнём, как всегда, с исторического экскурса. Свияжск был построен Иваном Грозным как опорная крепость для завоевания Казани. Все сооружения будущей крепости были заранее построены в угличских лесах выше по Волге, а затем они были разобраны и сплавлены вниз, к месту строительства.
Благодаря такой тактике крепость в Свияжске была построена меньше, чем за месяц. Во времена Ивана Грозного и позднее Свияжск был не островом, а просто городом-крепостью на высоком холме, хотя и окруженном тремя реками — Волгой, Свиягой и Щукой (или Секеркой, что-то мы не до конца разобрались с этой речкой). Островом это место стало только в середине XX века, после заполнения Куйбышевского водохранилища. В это время была затоплена и нижняя, посадская часть Свияжска — там, где сейчас находится речной вокзал.
С завоеванием Казани Свияжск быстро потерял своё военное значение, и превратился в небольшой процветающий провинциальный город. Своим благосостоянием город был обязан наличию в городе и поблизости от него нескольких крупных монастырей, самый старый из которых, Свято-Успенский, был основан ещё Иваном Грозным. Но о монастырях расскажу чуть ниже.
В Свияжске есть свой очень приличный исторический музей, который располагается в восстановленном комплексе казённых сооружений (тюрем) начала XIX века. У города, несмотря на небольшие размеры, была богатая история. Благодаря своему положению на берегу Волги и наличию крупных старинных монастырей здесь побывали, вероятно, все сколь-нибудь известные исторические и культурные деятели, путешествовавшие по Волге. В том числе существует версия, что Александр Сергеевич Пушкин создал свою сказку об острове Буяне после посещения Свияжска.
Несколько фрагментов музейной экспозиции.
В 1918 году, во время гражданской войны, город на короткое время сделался главной ставкой Красной Армии во время боёв за Казань. Командование войсками в это время осуществлял Лев Давыдович Троцкий, для наведения порядка здесь он впервые применил так называемые децимации — расстрелы каждого десятого в частях, отступавших с фронта.
По воспоминанию одного из участников тех событий, во время пребывания Троцкого в Свияжске был установлен памятник Иуде, как первому революционеру, восставшему против Иисуса Христа.
После установления советской власти Свияжск стал быстро угасать. Монастыри были закрыты, из уездного города Свияжск превратился в село, здесь было размещено несколько исправительных и репрессивных заведений. После войны колония из Свияжска была переведена, в Успенском монастыре была устроена психиатрическая лечебница. После затопления Куйбышевского водохранилища большая часть оставшихся жителей покинула Свияжск.
Постепенное возрождение Свияжска началось в постсоветское время, на острове был создан Свияжский музей, из Успенского монастыря была выведена психиатрическая лечебница, некоторые храмы были возвращены церкви. Однако настоящее восстановление Свияжска началось только в последние годы. Все отмечают особую роль, которую сыграл в этом деле первый президент Татарстана Мейтемир Шаймиев. Была построена восьмикилометровая дамба и дорога на остров, проведён большой объём строительных и реставрационных работ, ещё до конца не законченных. Сейчас Свияжск является кандидатом на включение в «Список объектов всемирного наследия Юнеско».
В Свияжске мы проживали в гостинице «Дом купца Каменева», расположенной, как ясно из названия, в особняке местного купца и мецената Каменева. Как и большинство других каменных зданий на острове, дом купца Каменева был разрушен почти до фундамента, и при восстановлении был отстроен практически заново.
Днём Свияжск посещает большое количество туристов, но к вечеру они все разъезжались, и мы спокойно гуляли по острову, любовались волжскими видами, старинными зданиями и храмами. Именно из-за своих старинных храмов и монастырей Свияжск и претендует на включение в список Юнеско.
Главный монастырь на острове — Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь, основанный практически одновременно со строительством Свияжской крепости. Уникальным является то, что главные соборы монастыря — Успенский и Никольский — были сразу построены в камне, и в основном сохранили свой изначальный вид вплоть до настоящего времени. Успенский собор строился в традициях псковско-новгородского стиля, но в XVIII веке был надстроен и украшен кокошниками. Никольский храм сохранился без перестроек.
В Успенском соборе почти полностью сохранились оригинальные фрески середины XVI века. Это единственный в России храм этого времени с сохранившимися росписями. К сожалению, во время нашего пребывания в Свияжске Успенский собор был закрыт на реставрацию, так что увидеть фрески нам не удалось. Значит, есть повод побывать здесь ещё раз:).
Если говорить о более приземленных вещах, то в лавке при монастыре можно купить монастырский хлеб и вино собственного производства. Всё-таки настоятель монастыря, отец Силуан, родом из Грузии. Мы каждый вечер выпивали по стаканчику за здоровье местных монахов, и ещё взяли вина с собой, в дальнейшую дорогу…
Второй монастырь на острове — Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Сейчас он входит в комплекс Богородице-Успенского монастыря, поскольку возродить эту обитель как женскую не удалось. В состав Иоанно-Предтеченского монастыря входит несколько уникальных храмов.
Этой деревянной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы более четырёхсот лет. Считается, что она является самой старой церковью в Поволжье. Это единственное здание, сохранившееся непосредственно от первой деревянной крепости Свияжска. Здесь молился Иван Грозный перед походом на Казань. Нам удалось попасть внутрь (хотя обычно эта церковь закрыта), но там, собственно, ничего нет. Внутри церковь не восстановлена, во всяком случае пока.
Главный храм Иоанно-Предтеченского монастыря — собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Он был построен на рубеже XIX — XX веков в некоем неовизантийском стиле. Собор очень красив внутри. Восстановлены росписи собора. Они выполнены в очень интересном стиле — в традиции русского церковного классицизма, но одновременно они лишены излишней театральности и эмоциональности, свойственные классическому стилю. Мягкая приглушенная палитра создает спокойное, умиротворенное настроение. Тоже по-своему уникальный храм, а когда после реставрации будут открыты фрески Успенского собора середины XVI века, эти два храма будут создавать необычную перекличку росписей.
Когда-то эта церковь, построенная в самом начале XVII века, прямо перед наступлением Смутного времени, была приписным храмом Троице-Сергиевой лавры, то есть в Свияжске одновременно было три монастыря. Интересно, что в то время настоятелем этого монастыря был знаменитый Авраамий Палицын, будущий келарь Троице-Сергиевой лавры, автор известного «Сказания о Смутном времени Московского государства». Однако в середине XVIII века «филиал» Троице-Сергиевой Лавры был закрыт, а его здания переданы женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Кроме монастырей, на острове есть и приходская церковь св. Константина и Елены. Это единственная уцелевшая до нашего времени посадская (то есть не относящаяся к монастырям) церковь. Хотя она была основана практически сразу после постройки Свияжской крепости, сохранившееся каменное здание относится к концу XVII века. Храм очень уютен и гармоничен, в нём хорошо находиться. Настоятель этого храма до принятия сана был художником, в храме есть его иконы. Нам удалось пообщаться с матушкой, она немного рассказала о храмовых иконах. По профессии она искусствовед, так что слушать её было интересно. Насколько мы поняли из небольшого общения с местными прихожанами, батюшку и его семью здесь очень уважают. Причем несколько раз подчеркнули, что они очень просты в общении. Простота — свойство божественное…:)
В один из дней нашего пребывания в Свияжске нам удалось договориться с местным водителем и он отвёз нас в Вознесенский Макарьевский монастырь, расположенный напротив Свияжска, на другом берегу реки Свияги. Лодки по реке ещё не ходили, а на машине пришлось сделать большой объездной крюк. Считается, что этот Макарьев монастырь (есть ещё один, более известный Макарьев монастырь вблизи Нижнего Новгорода) был основан в середине XV века, но сохранившиеся здания относятся к XIX веку. Хотя с монахами мы не пообщались, только зашли в церковь, но всё-равно этот монастырь впечатлил нас своим суровым мужским характером. Труд и молитва, ничего лишнего…
Естественно, в Свияжске есть не только монастыри и храмы, но и кое-какие развлечения для приезжающих туристов. Работает конный двор с лошадьми и мастерскими традиционных ремёсел, есть небольшой торгово-развлекательный городок. Собственно, нас это мало интересовало. Запомнилось только ещё посещение старой водонапорной башни — там находится выставочный зал Свияжского музея-заповедника. В это время здесь проходила выставка ныне местных, а ранее московских художников Сафиуллиных, в технике финифти (горячей эмали на медных пластинах) . Небольшие по размеру, но яркие по цвету и очень светлые по настроению работы произвели большое впечатление. Но фотографий мы там не делали :(.
Но теперь нам пришла очередь расстаться и со Свияжском. Далее наш путь лежал в Казань.