Итак, продолжим нашу прогулку по Торговой стороне Великого Новгорода…
Ярославово Дворище и Торг. — Николо-Дворищенский собор. — Жена ветхозаветного праведника Иова. — Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. — Церковь Спаса на Ильине. — Фрески Феофана Грека. — Знаменский Собор. — Битва новгородцев с суздальцами. — Церковь Феодора Стратилата на ручью. — Церковь Петра и Павла в Кожевниках. — Икона «О Тебе радуется».
На противоположном от новгородского Кремля-Детинца береге Волхова находится комплекс построек, который сейчас называется Ярославово Дворище и Торг.
Торг — это общегородской рынок средневекового Новгорода. Улица, продолжавшая Великий мост, была главной на Торгу, вокруг неё группировалось множество мелких улочек. Ярославово Дворище («Ярославль Двор») — это княжеская резиденция, место проживания новгородских князей. Когда-то здесь проживал Ярослав Мудрый, в бытность свою князем Новгорода. Естественно, первоначально Торг и Ярославово Дворище были отделены, однако княжеская резиденция со временем была перенесена за город, а Торг постепенно разрастался, поэтому и получился такой объединенный район с двойным названием. Главным свидетельством княжеского присутствия здесь остался Никольский (Николо-Дворищенский, то есть находящийся на Дворище) собор — дворцовая княжеская церковь. Около Николо-Дворищенского собора собиралось новгородское вече, хотя, как я уже писал, в случае разногласий могло собираться два альтернативных веча — одно возле Никольского собора, другое на противоположной стороне Волхова, у Софийского собора. А потом происходило выяснение отношений на Великом мосту:).
Николо-Дворищенский собор, один из старейших новгородских храмов, был построен в начале XII века, под явным влиянием архитектуры собора Святой Софии. Это особенно видно на музейной реконструкции. Позднее собор был обнесен пристроями и галереями, так что сразу трудно уловить его первоначальные формы. По завершении строительства собор был расписан, однако от изначальных фресок мало что сохранилось.
Среди сохранившихся фресок наиболее известным является фрагмент с ветхозаветным праведником Иовом и его женой. Жена подает страдающему проказой Иову, сидящему на гноище, подвешенный на палке кувшин с едой. Она старается не смотреть на страдальца Иова, и искусствоведов особенно впечатляет мастерски написанное древним художником выражение брезгливости на её лице:).
В семнадцатом веке на месте Торга был выстроен Гостиный двор — комплекс жилых и складских построек для местных и приезжих купцов. К сожалению, Гостиный двор сильно пострадал во время и после Великой Отечественной войны, и почти не сохранился. От него осталась только Воротная башня с двумя проездными арками, через которые купцы проезжали на Торг, и внешняя Аркада Гостиного двора. Аркада сейчас отреставрирована и является наиболее выразительным символом Торговой стороны Великого Новгорода.
На Ярославовом Дворище и Торгу находятся еще девять старинных церквей. Каждая из них достойна отдельного рассказа, однако недостаток места и времени не позволяют этого сделать. Отдельно можно упомянуть только церковь Параскевы Пятницы на Торгу, построенную в середине XII века. Эта первая церковь в Новгороде не княжеской, а боярско-купеческой постройки, поэтому она меньше княжеских соборов и проще в архитектуре. Кроме того, церковь Параскевы Пятницы замечательна еще тем, что построена в традициях смоленской архитектуры, и тем самым отличается от других новгородских церквей. При реставрации были сохранены сделанные позднее перестройки, так что у этой церкви сохранились элементы разных эпох. Сейчас здесь музей, и мы посетили проходившую здесь выставку, но она не очень впечатлила нас.
Однако пора уже оставить центр Новгорода, и немного пройтись по новгородским «концам», районам средневекового Новгорода, расходящимся от центра. В каждом районе-конце строились свои «кончанские» церкви, и самая известная из них, вероятно, церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
Церковь Спаса на Ильине была построена во второй половине XIV века. Она совершенна по своим формам, красиво декорирована и представляет собой один из лучших образцов средневековой новгородской архитектуры. Однако главную ценность этого храма представляют росписи, выполненные знаменитым византийским художником и иконописцем Феофаном Греком.
Феофан Грек прожил в Новгороде около 20-ти лет. Позднее он был приглашен в Москву и участвовал в росписях наиболее известных храмов того времени. Над росписями Благовещенского собора в Москве он работал совместно с Андреем Рублевым. Хотя фрески Феофана Грека в Москве сохранились лучше, только в церкви Спаса на Ильине сохранилась авторская надпись, то есть это единственные документально подтвержденные фрески кисти Феофана Грека.
Феофану Греку был свойственен своеобразный свободный динамичный стиль, без углубленной проработки деталей, но очень экспрессивный и выразительный. Достигалось это с помощью аскетичной, почти монохромной, палитры красок и мастерским использованием белильных мазков — «пробелов». Использование высветления белилами придавало изображению особую световую наполненность, некоторые видят в этом влияние исихазма с его мистикой света.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице известна не только фресками Феофана Грека, но и тем, что здесь первоначально находилась самая почитаемая новгородская икона — «Богоматерь Знамение». Эта икона спасла Новгород во время осады города войсками суздальского князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского. Новгородцы не имели никаких шансов устоять перед суздальским войском, усиленном дружинами союзных Суздалю князей. Горожане молились в церкви Спаса на Ильине перед иконой «Знамение», и Богомотерь совершила чудо по их молитвам. Когда войска суздальцев пошли на приступ, на них опустилась тьма, они смешались и стали убивать друг друга. Вышедшие из города новгородцы довершили разгром.
Позднее для иконы «Богоматерь Знамение» была построена отдельная церковь рядом с храмом Спаса на Ильине, и икона была перенесена туда. В XVII веке церковь была перестроена в собор. В настоящее время Знаменский собор принадлежит новгородскому музею-заповеднику, а икона «Богоматерь Знамение» находится в Соборе Святой Софии. Знаменский собор был расписан в самом начале XVIII века, и росписи неплохо сохранились. Однако они не произвели нас большого впечатления, поскольку в них уже не было той «византизирующей» тонкости, характерной для средневекового Новгорода.
Битва новгородцев с суздальцами позднее стала сюжетом другой популярной новгородской иконы, которая прямо так и называется «Битва новгородцев с суздальцами» (иногда «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение»). Здесь приведена одна из лучших икон этого типа из собрания новгородского музея. Икона представляет собой своего рода живописный текст. В верхней части показано перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине на софийскую сторону, в новгородский кремль-детинец: справа духовенство выносит икону из церкви, в центре процессия движется по Великому мосту через Волхов, слева вышедшая из ворот кремля толпа народа приветствует торжественное шествие.
В средней части иконописец изобразил укрывшихся за крепостными стенами новгородцев, съехавшихся на переговоры послов и суздальское войско, начавшее боевые действия: стрелы, летящие в икону, выставленную наподобие военной хоругви. Внизу из крепостных ворот выезжает новгородское войско, возглавляемое святыми Борисом, Глебом, Георгием и Дмитрием Солунским. Этих святых воинов Божия матерь послала оказать помощь новгородцам. Суздальцы дрогнули, ряды их обращаются вспять, на земле лежат тела убитых и брошенное оружие.
Иконописный сюжет битвы новгородцев с суздальцами приобрел в Новгороде особую популярность в XV веке, в то время, когда он отчаянно сопротивлялся натиску Москвы, наследницы владимиро-суздальского княжества. Но времена уже изменились…
В этом районе расположена еще одна известная церковь — Федора Стратилата на ручью, своего рода двойник церкви Спаса на Ильине. Она была построена немного раньше, чем церковь Спаса на Ильине, но расписана позднее, причем в её фресках явно видно влияние стиля Феофана Грека. На примере этого храма можно увидеть еще одну характерную особенность старых новгородских церквей. Первоначально у них были небольшие притворы, либо они вообще отсутствовали, но позднее, уже в веке XVIII, к ним были пристроены просторные притворы и колокольни. Получилось некоторое смешение стилей, которое мы неоднократно видели в новгородских церквах.
К сожалению, фрески здесь сохранились еще хуже, чем в церкви Спаса на Ильине.
Невозможно объять необъятное и как-то полно рассказать о всех исторических и художественных достопримечательностях Новгорода. Поэтому пора заканчивать, но в заключение хотелось бы сказать еще об одной церкви, мимо которой мы проходили каждый день во время нашего пребывания в Новгороде. Как я уже говорил, старый город Новгорода делился на несколько районов («концов»), и мы жили в районе под названием «Кожевники». Как понятно из названия, в старые времена здесь жили и работали мастера, занимавшиеся выделкой кож. В связи со спецификой данного занятия и своеобразными запахами, сопровождающими этот процесс, мастера-кожевники жили в отдаленном районе Новгорода. Однако размеры старых городов были невелики, и сейчас этот район относится к историческому центру города.
Главной приходской церковью этого «конца»- района являлась церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Это одна из немногих церквей, сохранившаяся практически в тех же формах, в каких она и была построена в XIV веке. Сейчас церковь принадлежит новгородскому музею-заповеднику, и богослужения в ней не проводятся. Однако, проходя мимо, мы всегда ощущали исходящие от нее гармонию и покой. Кстати, какой-то упорный человек по вечерам читал перед церковью акафист, так что шансы на открытие еще есть:).
Можно предположить, что в свое время церковь была богато украшена, поскольку в новгородском музее представлены многие иконы из этой церкви, включая целиком иконостас. Здесь находилась одна из самых первых русских икон «О Тебе радуется» (по начальным словам песнопения, обращенного к Богородице, «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»). Византия не знала такого иконографического типа, он появился только в русской традиции. Икона «О Тебе радуется» показывает единство земного и ангельского мира, объединенного вокруг Богородицы. Основная часть иконы представляет собой круг, на заднем плане которого находится белоснежный храм. Вокруг храма — райский сад. В центре изображена Богоматерь с Младенцем, одухотворенный Храм, «радость всей твари», окруженная ангельскими чинами. Снизу к ней устремляются апостолы, пророки, отшельники, святые и девы. С развернутым списком показан автор песнопения «О Тебе радуется» Иоанн Дамаскин.
На этом наш рассказ о пребывании в Новгороде заканчивается, хотя совсем новгородскую тему мы не закрываем. Нас ожидает еще поездка по ближним окрестностям города…