По исторической Сызрани

Вид на Сызранский Кремль

Вид на Сызранский Кремль

Ранней весной 2016 года мы совершили небольшую вылазку в город Сызрань. Сызрань — это второй по времени основания (1683 г.) город в нашей области. Изначально он создавался как очередной город-крепость на волжских берегах. Места здесь были степные, беспокойные, Самарскую крепость, построенную за сто лет до Сызрани, неоднократно осаждали кочевые племена. Сызранская крепость была возведена для укрепления здешних мест. Через несколько десятилетий на Средней Волге была построена еще одна крепость — Ставрополь.

Сызрань, как и другие волжские крепости, была построена на возвышенности у слияния двух рек, Сызранки и Крымзы, недалеко от места впадения Сызранки в Волгу. В отличие от Самары, здесь сохранился каменный Кремль, сейчас это одна из главных достопримечательностей города. Здесь же находится и старейший в наших местах Свято-Вознесенский мужской монастырь. В общем, в Сызрани есть что посмотреть.

 


 

Вознесенский монастырь — Сызранский Кремль — Краеведческий музей — Орловы-Давыдовы — Сызранская школа иконописи — Прогулка по историческому центру

 


 

Свой путь по Сызрани мы начали с Вознесенского монастыря, приехав сюда на такси от железнодорожного вокзала. После посещения монастыря мы прошли по берегу реки Сызранки к Кремлю, потом прогулялись по главной исторической улице Сызрани — Советской,  и вернулись на вокзал. Получилась компактная, но насыщенная однодневная прогулка.

Как уже говорилось, Вознесенский мужской монастырь является старейшим монастырем Самарской области, он был основан в конце 17-го века, почти сразу после постройки Сызранской крепости. Сохранившиеся каменные постройки в монастыре относятся в основном к середине 19-го века, кроме церкви в честь Феодоровской иконы Божией матери, построенной в 18-м веке. Восстановительные работы в монастыре еще продолжаются.

Вознесенский монастырь. Вид через реку Сызранку

Вознесенский монастырь. Вид через реку Сызранку

Внутри Вознесенского монастыря

Внутри Вознесенского монастыря

Вознесенский собор

Вознесенский собор

Церковь Феодоровской иконы Божией матери

Церковь Феодоровской иконы Божией матери

Интерьер Вознесенского собора

Интерьер Вознесенского собора

Боковой придел Вознесенского собора

Боковой придел Вознесенского собора


Чудо обретения Феодоровской иконы Божией Матери. Роспись в Вознесенском соборе Свято-Вознесенского мужского монастыря

Чудо обретения Феодоровской иконы Божией Матери. Роспись в Вознесенском соборе Свято-Вознесенского мужского монастыря

История Свято-Вознесенского мужского монастыря тесно связана с чудотворной Феодоровской иконой Божий Матери Кашпирской. Это одна из главных святынь Самарской области. Икона была обретена в начале 18-го века на источнике около села Кашпир Сызранскаго уезда  и два столетия пребывала в Вознесенском монастыре. Позднее она была перенесена в сызранский Казанский кафедральный собор, где и находится в настоящее время, а в монастыре  хранится ее список.

Сызранский Казанский кафедральный собор, где хранится чудотворная Федоровская икона Божией Матери

Сызранский Казанский кафедральный собор, где хранится чудотворная Федоровская икона Божией Матери

Список чудотворной Федоровской иконы Божией Матери в Вознесенском соборе

Список чудотворной Федоровской иконы Божией Матери в Вознесенском соборе

 


 

По дороге к Кремлю мы заглянули ещё в один старинный сызранский храм — церковь Ильи Пророка. Сохранившиеся до наших дней каменное здание церкви относится концу 18-го века. Церковь красивая, очень спокойная и гармоничная внутри. К сожалению, фотографированию мешает плотная застройка вокруг нее.

Ильинская церковь. Вид через реку Крымза

Ильинская церковь. Вид через реку Крымза

Ильинская церковь

Ильинская церковь

 


 

Но вот наконец мы пришли в Сызранский Кремль — историческое сердце города.  Для наших краев это большая достопримечательность, поскольку других крепостей-Кремлей в среднем и нижнем течении Волги не сохранилось.

Внутри Сызранского Кремля. Слева Спасская башня, справа церковь Рождества Христова. По центру - Казанский кафедральный собор, уже за пределами Кремля

Внутри Сызранского Кремля. Слева Спасская башня, справа церковь Рождества Христова. По центру — Казанский кафедральный собор, уже за пределами Кремля

Сызранский Кремль. Музейная реконструкция

Сызранский Кремль. Музейная реконструкция

Стены и башни Кремля были деревянными и только главная, воротная башня была построена из камня; она и сохранилась до наших дней. В середине 18-го века, с утратой военного значения сызранского Кремля, воротная башня была перестроена в церковь во имя Спаса Нерукотворного и стала, соответственно,  называться Спасской башней. Изначально башня была двухъярусной, при перестройке в церковь к ней были пристроены еще два яруса и шатровая крыша. Получилась церковь довольно необычной формы, два «восьмерика» на двух «четвериках».

Вторая старинная церковь в Кремле — храм Рождества Христова, построенный в начале 18-го века. Он долгое время был кафедральным собором Сызрани, пока в середине 19-го века не был построен новый Казанский Собор.

Спасская башня сызранского Кремля и улица Советская

Спасская башня сызранского Кремля и улица Советская

Церковь Рождества Христова в сызранском Кремле

Церковь Рождества Христова в сызранском Кремле

Весна...

Весна…

Вечный огонь в сызранском Кремле

Вечный огонь в сызранском Кремле

 


 

Под кремлевским холмом находится довольно большая набережная, как принято говорить, «излюбленное место отдыха горожан»…

Набережная Сызранки

Набережная Сызранки

Кусочек набережной и мост через Сызранку

Кусочек набережной и мост через Сызранку

 


 

Сызранский краеведческий музей в особняке купца Леднева

Сызранский краеведческий музей в особняке купца Леднева

Естественно, гуляя по Сызрани, мы не могли пройти мимо краеведческого музея, располагающегося в старинном купеческом особняке неподалеку от Кремля.

Музей произвел на нас приятное впечатление. Наряду с краеведческими материалами здесь неплохая художественная коллекция. Это и неудивительно, поскольку она представляет собой часть коллекции Орловых-Давыдовых, которая была передана сюда после революции из усадьбы Орловых в Усолье (о ней я когда-то уже писал).

В начале исторической экспозиции Сызранского краеведческого музея

В начале исторической экспозиции Сызранского краеведческого музея

Уголок купеческой Сызрани

Уголок купеческой Сызрани

Герб рода Орловых-Давыдовых

Герб рода Орловых-Давыдовых

Граф Орлов Владимир Григорьевич, младший из пяти братьев Орловых, и его супруга Елизавета Ивановна

Граф Орлов Владимир Григорьевич, младший из пяти братьев Орловых, и его супруга Елизавета Ивановна

Граф Орлов-Давыдов Владимир Владимирович

Граф Орлов-Давыдов Владимир Владимирович

Княгиня Давыдова Наталья Владимировна, урожденная Орлова

Княгиня Давыдова Наталья Владимировна, урожденная Орлова

 


 

Как истинные любители музеев, мы попытались посетить еще один сызранский музей, но, к сожалению, эта попытка не удалась. Дело в том, что перед поездкой в Сызрань я, к своему удивлению, узнал, что здесь в 19-м веке была иконописная школа со своим особым стилем. Поиск в интернете показал, что в Сызрани есть свой музей иконы. Именно его мы и пытались безуспешно найти, но по указанному адресу находились какие-то хозяйственные постройки. Работники краеведческого музея тоже не знали о существовании  музея сызранской иконы. В общем, запутанная история…
Тем не менее тема нас заинтересовала, и мы постарались приложить некоторые усилия в этом направлении. Оказалось, что небольшая коллекция сызранской иконы представлена в Самарском художественном музее. Естественно, мы сходили в музей, и, как оказалось, наши усилия были потрачены не зря. Действительно, сызранская икона имеет свой, довольно интересный стиль.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Особенности сызранской иконописной школы, безусловно, связаны с тем, что она создавалась старообрядцами. В 19-м веке в русской иконе практически полностью восторжествовал живописный, академический стиль изображения. Старообрядцы же сохранили связь с канонической византийской школой, что явно видно по сызранским иконам. Однако здесь не было просто какого-то механического повторения образцов, в сызранской иконе очевидно присутствует свой особый живописный синтез. Для сызранских иконописцев характерна тонкая проработка деталей,  что было не свойственно для канонической русской и византийской иконописи, но при этом сызранские мастера избегали и натурализма, свойственного академическому стилю. Экскурсовод в музее говорил о влиянии Палеха на сызранскую икону, однако специалисты скорее отрицают такую связь, и мы по своим впечатлениям склонны согласиться с ними. Палехские мастера ушли в яркую декоративность и внешнюю красивость, для лучших же образцов сызранской иконы свойственна сдержанность в красках и внутренняя глубина. Такое вот интересное явление…

Богоматерь Троеручица. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея. В боковых клеймах скорее всего изображены патрональные святые, тезоименные заказчику иконы и покровительствующие ему и его домочадцам. Это характерная черта старобрядческих икон, и, в частности сызранских.

Богоматерь Троеручица. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея. В боковых клеймах скорее всего изображены патрональные святые, тезоименные заказчику иконы и покровительствующие ему и его домочадцам. Это характерная черта старобрядческих икон, и, в частности сызранских.

Св. Иоанн Предтеча. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Св. Иоанн Предтеча. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Богоматерь Всех скорбящих радость. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Богоматерь Всех скорбящих радость. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Семь отроков Эфесских. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Семь отроков Эфесских. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Сретение Господне. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Сретение Господне. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Распятие с предстоящими и четыре иконы Богоматери. Конец XIX - нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Распятие с предстоящими и четыре иконы Богоматери. Конец XIX — нач. XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

 


 

Итак, потратив некоторое время на поиски так и не найденного нами музея сызранской иконы, мы вернулись к Кремлю и прошлись по главной торговой улице купеческой Сызрани — Большой, ныне Советской. Улица Советская представляет собой образец провинциальной архитектуры конца 19-го — начала 20-го века. Можно сказать, музей под открытым небом. Даже модерн имеется. В настоящее время большинство домов отреставрировано, приведено в порядок и выглядит вполне достойно. Жаль проводов многовато, мешают фотографированию, но это проблема всех провинциальных городов.

Дом купца Пермякова

Дом купца Пермякова

Дом Елизарова - директора Общественного банка

Дом Елизарова — директора Общественного банка

Особняк купца Стерлядкина

Особняк купца Стерлядкина

Модерн...

Модерн…

Дом Сыромятниковых

Дом Сыромятниковых

По улице Советской

По улице Советской

Сызранский обыватель

Сызранский обыватель

Однако наш день в Сызрани заканчивается, пора возвращаться домой…

 

Комментирование запрещено