Новгородская земля. Часть 3. Окрестности Великого Новгорода

Несмотря на краткость нашего пребывания в Новгороде, нам удалось посетить и несколько важнейших мест в ближайших окрестностях города.

 

Рюриково городище — Церковь Спаса Преображения на Нередице — Мальчик Онфим —  Священная топография Новгородской земли — Свято-Юрьев монастырь — Антониев монастырь

 


 

Рюриково городище. Вид с Волхова

Рюриково городище. Вид с Волхова

В историческом плане самым интересным, безусловно, является Рюриково Городище (или просто Городище). Когда-то это было укрепленное поселение, устроенное в том месте, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, то есть в самом начале знаменитого торгового пути «из варяг в греки».

Чтобы понять значение Рюрикова городища, стоит сделать небольшое отступление. Следует сказать, что с самим названием «Новгород» связана некоторая историческая загадка. Если есть Новгород (Новый город), то где-то должен был быть Старый город, относительно которого и появился «Новый». Сейчас уже однозначно можно утверждать, что этим «Старым городом» было поселение на Городище. Обитатели этого места, славянские племена, жившие здесь, призвали варяжского князя Рюрика на правление русской землей. Именно отсюда «есть пошла Русская земля» и династия Рюриковичей. Так что роль этого места в русской истории  трудно переоценить.

"Княжий камень" - памятный знак, на котором нанесен фрагмент Радзивилловской летописи о призвании Рюрика на Русь

«Княжий камень» — памятный знак, на котором нанесен фрагмент Радзивилловской летописи о призвании Рюрика на Русь

"Княжий камень" и развалины церкви Благовещения

«Княжий камень» и развалины церкви Благовещения

Свято-Юрьев монастырь на противоположном берегу Волхова

Свято-Юрьев монастырь на противоположном берегу Волхова

Несколько позднее ниже по течению Волхова, в удобном для большого поселения месте, был основан Новгород, и основная жизнь в этих краях переместилась туда. Новгородские князья, начиная с Ярослава Мудрого, также предприняли попытку поселиться в Новгороде и устроить княжескую резиденцию на Торговой стороне, напротив Собора Святой Софии (об этом уже говорилось во второй части рассказа). Однако эта попытка оказалась не очень удачной, и новгородские князья вернулись на Городище. Здесь был построен целый комплекс княжеских построек, просуществовавший до пятнадцатого века, до покорения Новгорода Москвой. Загородная резиденция позволяла новгородским князьям немного отстраниться от бурной и мятежной новгородской жизни, кроме того, отсюда хорошо контролировались западные подходы к городу.

Сейчас на Городище активно ведутся раскопки, и со временем планируется открытие археологического музея под открытым небом. Здесь найдены элементы скандинавского вооружения, клады арабских и византийских монет, хлебные и кузнечные печи, бытовые и культовые предметы и т.д. Однако сейчас раскопки огорожены, и пока смотреть нечего, можно только просто побродить здесь, прикоснуться к началу русской истории. Единственным характерным знаком этого места являются развалины церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

На развалинах церкви Благовещения

На развалинах церкви Благовещения

Это одна из древнейших каменных новгородских церквей, она была построена князем Мстиславом Великим в самом начале двенадцатого века, вскоре после новгородского Софийского собора. Церковь Благовещения входила в состав княжеской резиденции. Для этой церкви князем было заказано знаменитое «Мстиславово евангелие» — одно из самых ранних русских Евангелий, украшенное миниатюрами и драгоценным окладом. Церковь Благовещения была перестроена в четырнадцатом веке в связи с «поплывшим» фундаментом, и простояла до середины 20-го века. Как и многие другие новгородские церкви, она была разрушена в ходе боевых действий Великой Отечественной войны.

 


 

Сиверсов канал

Сиверсов канал

Рядом с Рюриковым городищем находятся еще две рукотворные достопримечательности. Во-первых, это Сиверсов канал, названный по имени своего устроителя, новгородского губернатора конца 18-го века Сиверса. Он позволял соединить водным путем Петербург с центральными областями России. Канал обращает на себя внимание своим ровным и прямым характером (он представляет собой десятикилометровую прямую линию), сразу видно его рукотворное происхождение.

Вторая достопримечательность — это недостроенный железнодорожный мост через Волхов. Железную дорогу и мост начали строить перед Первой Мировой войной, после начала войны проект был остановлен и к нему больше не возвращались.  По оставшейся с тех пор железнодорожной насыпи сейчас проложили хорошую дорогу почти до самого Рюрикова городища.

Опоры недостроенного железнодорожного моста через Волхов

Опоры недостроенного железнодорожного моста через Волхов

Дорога на Рюриково городище

Дорога на Рюриково городище

 


 

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Церковь Спаса Преображения на Нередице

Рядом с Рюриковым городищем находится одна из известнейших исторических церквей России, церковь Спаса Преображения на Нередице. Эта церковь была построена в 12-м веке и входила в комплекс зданий княжеской резиденции. Церковь Спаса на Нередице находится рядом с Городищем, однако пройти напрямую сейчас не получается, поскольку из-за насыпи для планировавшейся железной дороги местность заболотилась. Приходится делать большой круг.

Церковь Спаса на Нередице была расписана сразу после строительства. Эти росписи хорошо сохранились и в начале 20-го века получили мировую известность. Здесь побывало множество русских художников, царственные особы и просто любители русской старины. Однако церковь Спаса на Нередице, как и многие другие новгородские церкви, пострадала при артиллерийском обстреле в начале Великой Отечественной войны. Здание было наполовину разрушено, а фрески были уничтожены почти полностью. Какое-то время казалось, что фрески церкви Спаса на Нередице безвозвратно утеряны. Однако в середине 50-х годов церковь была восстановлена, а куски штукатурки с росписями собраны в Новгородский музей. Из тысяч этих кусков, как из пазлов, собирались фрагменты фресок и постепенно возвращались на стены церкви. Эта работа продолжается до сих пор. Такая вот удивительная судьба церкви Спаса на Нередице.

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Св. Ирина. Копия фрески церкви Спаса Преображения на Нередице. Из собрания новгородского музея-заповедника

Св. Ирина. Копия фрески церкви Спаса Преображения на Нередице. Из собрания новгородского музея-заповедника

Спас Нерукотворный. Копия фрески церкви Спаса Преображения на Нередице. Из собрания новгородского музея-заповедника

Спас Нерукотворный. Копия фрески церкви Спаса Преображения на Нередице. Из собрания новгородского музея-заповедника

На фотографиях, особенно в алтарной части и на столбах, можно видеть, как по диагонали прошла ударная волна от артиллерийского снаряда. На восстановленные  части здания фрески по большей части пока не возвращены, и можно видеть диагональную границу между росписями и серым фоном вновь восстановленных частей.

Церковь Спаса Преображения на Нередице внутри

Церковь Спаса Преображения на Нередице внутри

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Кроме фресок, наше внимание привлекли средневековые граффити на стенах церкви. Особенно их много в диаконнике, помещении справа от алтаря. Видимо, народ стоял здесь в очереди на исповедь, и в ожидании царапал разные надписи на стенах. Тогда это было хулиганством, а со временем стало памятником культуры, свидетельствующим, в том числе, и о высоком уровне грамотности у новгородцев. Кстати, судя по надписям, в помещении с левой строны от алтаря проходило обучение детей грамоте.

Граффити в церкви Спаса Преображения на Нередице

Граффити в церкви Спаса Преображения на Нередице

Граффити в церкви Спаса Преображения на Нередице

Граффити в церкви Спаса Преображения на Нередице

Одна из берестяных грамот мальчика Онфима. Считается автопортретом:). Из собрания новгородского музея

Одна из берестяных грамот мальчика Онфима. Считается автопортретом:). Из собрания новгородского музея

Как ни странно, у меня в связи со средневековыми новгородскими надписями всплыло одно личное воспоминание. В древнем Новгороде основным материалом для письма была береста, на ней писались знаменитые берестяные грамоты, открытые при раскопках в середине 20-го века. И когда-то в детстве я читал о новгородском мальчике Онфиме, жившем в Новгороде в 13-м веке. Он учился грамоте, но, видимо, ему было скучновато, он отвлекался и рисовал на бересте всякие фигурки. В книжке приводились смешные рисунки, сделанные этим мальчиком. И вот теперь в новгородском музее я наконец-то увидел берестяные грамоты, написанные новгородским мальчиком Онфимом…

 


 

На противоположном от Рюрикова городища и церкви Спаса на Нередице берегу Волхова находится старейший монастырь новгородской земли и один из старейших русских монастырей вообще, Свято-Юрьевский мужской монастырь. По преданию, монастырь был основан Ярославом Мудрым в 11-м веке (он носил в крещении имя Георгий), но первое летописное упоминание монастыря относится к началу 12-го века, когда началось строительство каменного Георгиевского собора. Знаменитые новгородские иконы святого Георгия, одни из самых ранних русских икон, были храмовыми иконами Георгиевского собора (об этих иконах я говорил в первой части рассказа).

Свято-Юрьев монастырь. Слева трехглавый Георгиевский собор 12-го века, старейшее здание монастыря. Фотография с вечерней речной прогулки по Волхову

Свято-Юрьев монастырь. Слева трехглавый Георгиевский собор 12-го века, старейшее здание монастыря. Фотография с вечерней речной прогулки по Волхову

Свято-Юрьев монастырь на закате. Угловая юго-восточная (Михайловская) башня была полностью разрушена в ходе боевых действий Великой Отечественной войны. Окончательно восстановлена несколько лет назад

Свято-Юрьев монастырь на закате. Угловая юго-восточная (Михайловская) башня была полностью разрушена в ходе боевых действий Великой Отечественной войны. Окончательно восстановлена несколько лет назад

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Здесь опять стоит сделать небольшое отступление, и пояснить сакральную топографию новгородской земли. Как любой нормальный (средневековый) город, Новгород имел свой сакральный центр. Этим центром был и остается Собор Святой Софии. Но почти сразу же вслед за Софийским собором, в начале 12-го века, с промежутком в несколько лет, новгородцами было построено еще три больших собора, в той или иной мере повторяющие формы Святой Софии. Это Николо-Дворищенский собор на противоположном от Софийского собора берегу Волхова (о которых мы говорили во второй и первой части рассказа соответственно). Вскоре к северу от города, вниз по течению Волхова, строится собор Антониева монастыря, а затем южнее Новгорода, выше по течению Волхова, строится каменный Георгиевский собор Юрьева монастыря. Эти три собора вместе с Софийским образуют вытянутый вдоль Волхова ромб, короткой диагональю которого был Великий мост, перекинутый от Софии к Николо-Дворищенскому собору, а длинной диагональю, соединяющей Антониев и Георгиевский соборы,  служил сам Волхов.  Георгиевский собор Юрьева монастыря вместе со сторожевыми башнями охранял Новгород с юга, Антониев монастырь прикрывал северные подходы к городу.

Георгиевский собор и колокольня Юрьева монастыря

Георгиевский собор и колокольня Юрьева монастыря

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор

Существовала  еще одна сакральная новгородская линия. Расходившиеся от центра улицы, переходящие в дороги, на горизонте замыкались зданиями церквей. Тем самым город контролировал и подчинял прилегающую территорию. С одной стороны, Новгород оказывался центром обширного пространства, с другой стороны, он как бы продолжался дальше, что соответствовало и политическому устройству Новгорода — каждый из пяти новгородских районов-«концов» контролировал свою «пятину» в пределах великой новгородской земли. Эти пятины начинались тут же у Новгорода, и, расширяясь клинообразно, продолжались вплоть до Белого моря, Урала и Волги.

Мы побывали во всех соборах «второй линии» (об Антониевом монастыре немного скажем ниже), но, к сожалению, посетить окрестные церкви у нас не получилось. Помешал недостаток времени и не всегда хорошая погода, а в дождь музейные церкви не работают. Может быть, будет повод вернуться сюда еще…

 


 

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Собор Рождества Богородицы в архитектурном отношении во многом схож с Георгиевским собором Свято-Юрьева монастыря. Считается, что зодчим этих храмов, как и Николо-Дворищенского собора, был один человек, «мастер Петр». В соборе частично сохранились росписи 12-го века, только мы их не увидели:(. Дело в том, что собор, как и большинство исторических храмов Новгорода, принадлежит новгородскому музею, а они работают по своему сложному графику с выходными в разные дни. Так что когда мы сюда приехали, собор был закрыт в связи с нерабочим днем.

 


 

На этом наш рассказ о пребывании в великом Новгороде заканчивается. Не всё удалось посмотреть, и не всё удалось рассказать. Однако, «забывая заднее, будем простираться в переднее». Впереди нас ждала дорога на Псков…

Комментирование запрещено