По византийским храмам Кипра (часть 2)

Следующей остановкой на нашем пути стала церковь Богородицы Асину, иногда называемой также церковью Богородицы Форвиотиссы, возле деревни Никитари.


Церковь Богородицы Асину в Никитари — Церковь Богородицы Подиту в деревне Галата — Церковь Михаила Архангела в деревне Галата — Храм Святого Николая «под крышей»


Христос Пантократор. Роспись купола церкви Богородицы Асину в Никитари

Христос Пантократор. Роспись купола церкви Богородицы Асину в Никитари

Когда-то эта церковь была частью монастырского комплекса, но до наших дней остальные постройки не сохранились. Храм Богородицы Асину был построен в начале XII века, часть росписей относится к этому же времени, часть была выполнена позднее, в XIV веке, при проведении восстановительных работ после очередного землетрясения. Эта церковь оказалась довольно популярным местом – вслед за нами сюда прибыли еще две туристические группы (как обычно, немецкие:). Все остальные церкви мы посещали без посторонних, а некоторые из них открывали специально для нас.

Церковь Богородицы Асину в Никитари

Церковь Богородицы Асину в Никитари

Вездесущие немецкие туристы

Вездесущие немецкие туристы

В архитектурном плане храм Богородицы Асину является типичным для гор Троодоса. Он построен из местного грубого камня, с включением кирпича и черепицы. Первоначально храм состоял из одного вытянутого объема, покрытого скатной крышей. Позднее был пристроен притвор и купол. Еще позднее, для защиты от дождя и снега, храм был закрыт второй скатной крышей.

Отец Антоний объясняет паломникам сюжеты фресок.

Отец Антоний объясняет паломникам сюжеты фресок.

Над входом из притвора в основную часть церкви находится изображение Богородицы Форвиотиссы с младенцем Христом в медальоне на груди. Этот иконографический образ происходит из императорского Влахернского монастыря в Константинополе.

Интересно, что справа от Богородицы Форвиотиссы изображены две охотничьи собаки и две дикие козы. Считается, что изображение собак не было принято в  византийской традиции, так что здесь видно влияние западноевропейской традиции.

Успение Богородицы. Роспись начала 12 в.

Успение Богородицы. Роспись начала 12 в.

Успение Богородицы. К интересным деталям тут относится изображение апостола Павла (слева от изножья), вытирающего уголком одежды слезу со щеки.

Роспись притвора.

Роспись притвора.

У многих изображений, находящихся на стенах, почти вытерты глаза. Когда-то считалось, что если потереть глаза у святого на фреске, а затем свои собственные, то это помогает от глазных болезней. Так вот и получились потертости:).

Фрески святых

Фрески святых

 Храм Богородицы Асину оказался самой дальней, северной точкой нашего маршрута, после него мы повернули назад, в центральную часть гор Троодос.


 

Следующей остановкой стала деревня Галата, где находятся сразу две церкви из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Первой мы осмотрели церковь Богородицы Подиту.

Храм Богородицы Подиту, как и другие горные церкви, также покрыт скатной кровлей, опирающейся на вторую, защитную стену, и, таким образом, находится в своеобразном футляре.

Церковь Богородицы Подиту в деревне Галата.

Церковь Богородицы Подиту в деревне Галата.

Вид спереди

Вид спереди

Храм Богородицы Подиту был построен в самом начале XVI века, во время короткого периода владычества Венеции над Кипром. Росписи церкви выполнены в так называемом кипрском итало-византийском стиле, объединившем традиции поздневизантийской живописи и итальянской живописи эпохи Возрождения.

Первоначально церковь входила с состав монастырского комплекса, не сохранившегося до настоящего времени. Уже упоминавшийся ранее русский путешественник Василий Григорович-Барский, посетивший эти места в середине XVIII века, писал, что монастырь находится в крайнем запустении, поскольку он расположен на открытом месте, недалеко от дороги, и поэтому постоянно подвергается поборам и нападениям со стороны турок.

Богородица на троне, в окружении архангелов

Богородица на троне, в окружении архангелов

Сцена причащения апостолов во время тайной вечери. Слева изображен выбегающий Иуда.

Сцена причащения апостолов во время тайной вечери. Слева изображен выбегающий Иуда.

Два ветхозаветных царя и пророка –  Давид и царь Соломон.

Царь Давид

Царь Давид

Царь Соломон

Царь Соломон


В сотне метров от храма Богородицы Подиту находится небольшая семейная церковь Михаила Архангела. Она также была построена и расписана в начале XVI века, но стиль фресок другой, в чем-то более простой, но по-своему интересный.

Церковь Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела.

Вид с алтарной части

Вид с алтарной части

 Росписи были выполнены  Симеоном Аксентом, известным кипрским художником того времени.

В нижней части фрески с изображена семья ктитора (спонсора строительства церкви).

В нижней части фрески с изображена семья ктитора (спонсора строительства церкви).

Эта фреска построена по композиции деисиса (прошение), в центре находится Христос, слева и справа к нему обращаются Богоматерь и Иоанн Предтеча

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Тайная вечеря. Это изображение напомнило мне картины Пиросмани:).

 


 

И, наконец, мы приблизились к последнему пункту нашей поездки, храму Святого Николая «под крышей». Он был построен в начале XI века, и, поэтому, оказался самым старым из всех храмов, которые мы посетили во время поездки.

Храм Святого Николая "под крышей"

Храм Святого Николая «под крышей»

В отличие от других небольших церквей Троодоса, храм Святого Николая построен по классической крестово-купольной схеме. Тем не менее понять снаружи это невозможно, из-за дополнительных пристроек и верхней защитной кровли. Собственно, в связи с таким защитным покрытием церковь Святого Николая и получила добавление «под крышей».

Святой Николай. Слева и справа от него – Христос и Богородица. Внизу слева изображен ктитор.

Святой Николай. Слева и справа от него – Христос и Богородица. Внизу слева изображен ктитор.

В этом храме мы видели довольно витиеватую надпись, выполненную Василием Григоровичем-Барским, который побывал и в этом храме. К сожалению, мы не догадались её сфотографировать.

Рождество Христово.

Рождество Христово.

На этой фреске Рождества Христова Богородица кормит Младенца грудью. Такой сюжет считается редкостью во фресковой живописи. Роспись была выполнена в XIV веке и в ней явно чувствуется западное влияние. Эта фреска никогда не подновлялась и сохранилась в изначальном виде.


На этом наше путешествие по византийским храмам Кипра подошло к концу, и мы, усталые, но вдохновлённые увиденным, вернулись в нашу гостиницу в Лимассоле 😉

.
Но на этом наше повествование о паломничестве на Кипр не кончается, нас ждёт ещё рассказ о покорении Олимпа — главной горы Кипра.

Комментирование запрещено