Путешествие в Сикким. Часть 2. Дарджилинг — Джортханг — Рабденце

Из Дарджилинга наш путь лежал в западную часть Сиккима, однако сначала нас завезли на одну из чайных фабрик в пригороде, для закупки знаменитого  местного чая. Лично мы уже запаслись чаем в одном из многочисленных чайных магазинов Дарджилинга и, в общем, оказались правы — на фабрике выбор был меньше, а цены выше. Но всё равно было интересно побывать на высокогорной чайной плантации. Чай, собираемый в этих местах, считается одним из лучших, если вообще не самым лучшим, видом индийского чая.

По нашему впечатлению, сами индусы его не пьют, видимо, дороговато для них получается. В гостиницах и ресторанах нас угощали обычным чаем из пакетиков с неизвестным содержимым. Однако по нашим меркам цена была вполне демократическая, так что мы взяли с собой столько «Дарджилинга», сколько могли увезти.

Чайные плантации по обочинам дороги

Чайные плантации по обочинам дороги

Сбор чайных листьев

Сбор чайных листьев

Ещё один сборщик чая

Ещё один сборщик чая

Погрузка чая

Погрузка чая

Собранные чайные листья

Собранные чайные листья

Готовый чай

Готовый чай

 


 

Полицейский участок на границе Сиккима

Полицейский участок на границе Сиккима

После небольшой остановки на чайной фабрике движение продолжилось, и вот наконец мы пересекаем границу Сиккима. Как я уже писал в первой части, Сикким пользуется значительной автономией и у него есть своя охраняемая граница. Нам пришлось еще раз пройти паспортный контроль и получить в загранспаспорте особую отметку. Географической границей западной части Сиккима является река Рангит.

Долина реки Рангит

Долина реки Рангит

Почти все дороги в Сиккиме представляют собой горный серпантин. Полотно узкое, повороты крутые, встречных машин не видно, поэтому при подъезде к повороту водители сигналят для предупреждения. Хорошо хоть, движение не очень оживленное.

Первая остановка в Сиккиме была в городке Джортханг. Забавный такой городок на берегу реки Рангит.

Улица Джортханга

Улица Джортханга

Местный абориген, наблюдающий за туристами

Местный абориген, наблюдающий за туристами

На местном рынке

На местном рынке

На этом плакате показано основное население Сиккима. Бхутия и лепча - тибетские племена, издавна жившие здесь, непальцы - относительно недавние пришельцы.

На этом плакате показано основное население Сиккима. Бхутия и лепча — тибетские племена, издавна жившие здесь, непальцы — относительно недавние пришельцы

Нам показалось, что с образованием в Индии дела идут неплохо. На всем маршруте постоянно встречались группки одетых в аккуратную школьную форму детей, идущих на занятия или с занятий. И это не только в городах, но и самых отдаленных горных районах. И вообще дети в Сиккиме впечатлили — непосредственные, веселые, с открытыми лицами.

Школьницы

Школьницы

Юный джортхангец ;)

Юный джортхангец 🙂


В этот день мы посетили ещё и древнюю (точнее, вторую от основания государства) столицу Сиккима — Рабденце (Рабденцзе). Но сначала — небольшое лирически-историческое отступление

Город на холме

Город на холме

Как я уже говорил ранее, Сикким представляет собой довольно необычное историческое явление. Первые достоверные упоминания о Сиккиме в исторических хрониках появляются только в семнадцатом веке. По буддийским тибетским представлениям, Сикким представлял собой «скрытую долину» — некое мистическое, укрытое от глаз посторонних благоприятное для жизни и медитаций место.

Путь к старому городу

Путь к старому городу

Легенды о скрытых долинах относятся к тибетским преданиям о терма, или «скрытых сокровищах». Согласно старейшей школе тибетского буддизма нингма, основатель этой школы Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) спрятал множество сокровищ, чтобы в будущем их нашли его последователи. К таким сокровищам относились священные тексты, ритуальные инструменты, клады драгоценностей, целебные источники, а также тайные учения, вложенные в умы некоторых учеников, чтобы они вспомнили их в следующих жизнях. Кроме того, Падмасамбхава скрыл с помощью сверхъестественных сил несколько долин в Гималаях и близлежащих местах, и поручил защиту этих долин местным духам и божествам.

Клочки облаков над горами

Клочки облаков над горами

Таким образом, туман, дикие животные и другие препятствия, закрывающие доступ в «священные долины», на самом деле являются проявлениями этих божеств. Считается, что скрытые сокровища невозможно обнаружить обычным способом, для их открытия нужно практиковать медитацию и обрести истинное видение.

Остатки крепостной стены

Остатки крепостной стены

Для тибетцев «скрытые долины» представлялись своего рода раем на земле. Там можно было не только найти удобное убежище, но и получить духовное преображение. По словам нашего местного гида, в Тибете буддийские монахи проходили теоретическое обучение в монастырях, а затем они посещали Сикким для реализации своих знаний на практике, обретения сверхспособностей и просветления. Однако, прослужив назначенное ей время в качестве убежища, «скрытая долина» постепенно теряет свои особые качества и превращается в обычное место, доступное для всех желающих.

Как уже понятно, найти скрытую долину может только буддийский мастер высокого уровня. Согласно традиции, в начале XV века знаменитый тибетский лама Ригдзин Годем открыл проход через Гималаи в теплые долины Сиккима. Тогда эта местность называлось Баюл Демоджонг, или «Скрытая долина риса». Здесь жило немногочисленное коренное население, но в основном этот район был пуст и недоступен из Тибета.

Дворец правителя

Дворец правителя

Ригдзин Годем не вернулся обратно в Тибет, но отправил на родину послание, привязанное к шее орла, в котором рассказал о «скрытой долине», лежащей к югу от Тибета. Большая ступа, возведенная недалеко от Гангтока, столицы Сиккима, содержит череп Ригдзина Годема, первооткрывателя Баюл Демоджонг. Считается, что «скрытая долина» в Сиккиме открыта еще не вся, тайная ее часть спрятана в «карманах» под снегами главной священной горы Сиккима — Канченджанги.

Когда-то дворцовые стены были облицованы плитами с изображениями буддийских божеств

Когда-то дворцовые стены были облицованы плитами с изображениями буддийских божеств

Фрагмент облицовки

Фрагмент облицовки

Примерно через двести лет, в середине 17-го века, трое тибетских лам, представителей трех разных подшкол традиции Нингма, завершили открытие Сиккима. Они установили королевскую династию Сиккима и благословили на царство первого правителя, Пунцога Намгьяла. Место, где состоялась коронация первого правителя Сиккима, стало столицей нового княжества и позднее получило название Юксом (мы еще посетим это место).

Три чортена

Три чортена

Три чортена (ступы) — место поклонения трем великим ламам, утвердившим династию. Правители Сиккима носили титул Чогьял («Дхарма раджа») — праведный правитель, царь дхармы. Чогьялы, естественно, были тибетцами, как и все население Сиккима в то время.

Дворцовая стена

Дворцовая стена

Следующий правитель перенес столицу в Рабденце. Место было выбрано хорошее, правильное, однако неудачное в военном отношении. Из-за близости к непальской границе оно часто подвергалось военным нападениям. Окончательно Рабденце было разрушено непальцами в начале 19-го века. Столица к тому времени уже была перенесена вглубь страны.

Цветок над долиной

Цветок над долиной

Сиккимская династия оказалась не слишком могущественной. В постоянных столкновениях с непальцами и бутанцами, а затем и англичанами, сиккимские чогьялы постепенно утрачивали власть и территории. С конца 19-го века Сикким становится протекторатом Англии, а с середины 20-го века — независимой Индии. После ряда событий и народных волнений Индия ввела в Сикким свои войска, власть чогьяла была упразднена, и после референдума 1975 года Сикким присоединился к Индии. Видимо, сыграл роль и национальный фактор — тибетская династия не могла править над непальским, в основном, населением. Формально династия существует и поныне, сейчас живет и здравствует тринадцатый чогьял, но он всецело частное лицо, никаких официальных должностей и званий у него нет.

 


Посещение разрушенной столицы не могло не вызвать чувство печали. Вспомнилось одно из когда-то любимых мною стихотворений японского поэта Кукая.

Кто строил храм,
Тот умер.
Ветер столетий
Пронзает душу.
Падаю в мох
Вместе со снегом.

Но перемены не остановить, а впереди нас ждали новые места…

Жизнь продолжается

Жизнь продолжается

Комментирование запрещено