Каргополь. Часть первая

Весной 2017 года мы собрались в путешествие на русский Север, через город Каргополь в Архангельской области и далее на Соловки. Когда-то, в далеком 2004 году, мы уже ездили по этому маршруту, и та поездка нам хорошо запомнилась. Во второй раз мы собрались проехаться по тем же местам, с единственным изменением — на этот раз мы решили посетить еще и сам Архангельск, в прошлый раз на Соловки мы добирались через Кемь.
Пользуясь случаем, хотим выразить благодарность Александру Быкову, директору фирмы «Севертур», который помогал нам и в первой, и во второй поездке по Северу. В этот раз  мы не брали у него организованный тур, но Александр помог нам с транспортом, организацией поездок по окрестностям Каргополя, подсказал интересные места. Желаем ему удачи на нелегкой ниве северного туризма.

Вид на Каргополь с реки Онега

Вид на Каргополь с реки Онега


Каргополь — По улицам города — Соборная площадь — Христорождественский собор — Икона Страшного Суда — Старая Торговая площадь — Каргопольский художественный музей — Мастерица Ульяна Бабкина


Итак, первым пунктом на нашем пути стал Каргополь, старинный русский город, основанный новгородцами еще в XII веке. Расцвет города пришелся на XVI-XVII века, когда Каргополь стал важным торговым центром на пути из Москвы в Архангельск — единственный морской порт России в то время. После основания Петербурга и перемещения туда морской торговли с европейскими странами, жизнь в Каргополе постепенно стала замирать. В XIX веке город остался в стороне и от строящейся железной дороги, связавшей Москву и Архангельск. Так что со временем Каргополь превратился в своеобразный «северный Суздаль» — небольшой провинциальный городок с сохранившимся историческим центром и большим количеством старинных церквей, которые сейчас постепенно восстанавливаются.

В первый наш приезд Каргополь запомнился своим спокойным провинциальным духом, внутренним умиротворением. Вернувшись сюда через 13 лет мы почувствовали, что дух этого места остался прежним, хотя город и украсился, подреставрировался и вообще улучшился. Здесь даже планируют построить красивую набережную )). Конечно, заезжему туристу трудно в полной мере судить о жизни города, но мы говорим только о своих впечатлениях.  Итак, пройдёмся по Каргополю.


Созерцание. Набережная реки Онега

Созерцание. Набережная реки Онега

Тихая жизнь

Тихая жизнь

Дощатый тротуар

Дощатый тротуар

В этом доме жил Александр Андреевич Баранов, талантливый каргопольский купец, в начале XIX века ставший первым Главным правителем Русской Америки

В этом доме жил Александр Андреевич Баранов, талантливый каргопольский купец, в начале XIX века ставший первым Главным правителем Русской Америки

Лавка купца Лепехова

Лавка купца Лепехова

Дом одного из местных купцов

Дом одного из местных купцов


Основные достопримечательности Каргополя собраны вокруг двух городских площадей — Соборной и Старой Торговой площади. На Соборной площади, как ясно из названия, находится главный и самый старый собор города — Собор Рождества Христова (Христорождественский Собор). Он был построен в XVI веке по указу Ивана Грозного. В то время Каргополь был богат, он вошел в число тех городов, которые были выделены Иваном Грозным в «опричный удел» — территории, предназначенные для содержания опричного войска.

Соборная площадь Каргополя. Вдали слева Христорождественский собор, справа церковь Иоанна Предтечи, в центре Соборная колокольня

Соборная площадь Каргополя. Вдали слева Христорождественский собор, справа церковь Иоанна Предтечи, в центре Соборная колокольня

Еще один вид на Соборную площадь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Предтечи и Соборная колокольня, справа кусочек Христорождественского собора

Еще один вид на Соборную площадь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Предтечи и Соборная колокольня, справа кусочек Христорождественского собора

Христорождественский собор Каргополя. Вид с Соборной колокольни

Христорождественский собор Каргополя. Вид с Соборной колокольни

Христорождественский собор был построен двухэтажным. Нижний этаж теплый, отапливаемый, сейчас там находится музейная экспозиция, в которой представлены расписные «небеса» (потолочные покрытия) из не сохранившихся местных деревянных церквей. О них мы расскажем во второй части нашего рассказа, так что сейчас заглядывать сюда не будем.
Верхний храм намного выше и просторнее. В нём сохранился резной деревянный иконостас конца XVIII века, первоначальный, более древний иконостас был уничтожен пожаром.

Иконостас создан в классическом русском стиле конца XVII века, уже несколько архаичным для того времени, но сохранявшимся в провинции. Иконы были выполнены одной из известных иконописных артелей того времени, также в традициях XVII века.

Классический пятирядный иконостас Христорождественского собора

Классический пятирядный иконостас Христорождественского собора

Северная часть иконостаса

Северная часть иконостаса

Апостол Андрей

Апостол Андрей

Успение Богородицы. В верхней части иконы показано, как Христос возносит душу Богородицы на небеса - довольно редкий сюжет. Сцены из жизни Богородицы показаны здесь не в клеймах, как обычно, а в верхней части иконы, и снабжены поясняющими надписями.

Успение Богородицы. В верхней части иконы показано, как Христос возносит душу Богородицы на небеса — довольно редкий сюжет. Сцены из жизни Богородицы показаны здесь не в клеймах, как обычно, а в верхней части иконы, и снабжены поясняющими надписями.

Страшный Суд

Страшный Суд

Однако наибольшее впечатление на нас произвела большая икона Страшного Суда. До этого мы как-то не обращали особого внимания на иконы с этим сюжетом. Спасибо служительнице музея, благодаря которой мы в буквальном смысле «открыли» ее для себя. Икона написана с большими подробностями, и для лучшего понимания изображенного снабжена множеством поясняющих подписей. Она напомнила нам священные изображения-мандалы, встречающиеся на Востоке и представляющие собой символический чертеж Вселенной. Икона Страшного Суда по сути также представляет собой подобный символический образ христианского космоса, и пути человека в нём. Сверху изображен Небесный Иерусалим, город святых, в котором сияет золотое небесное сияние, внизу ад, обиталище грешников, где господствует тьма и горит алое пламя. Между ними лежит путь человека, по которому он идет — либо он поднимается к Новому Иерусалиму, либо спускается по дороге, ведущей в ад. В центре иконы изображен сам Суд, тот момент пронзительной ясности, когда все совершенные когда-либо поступки выйдут на поверхность и невозможно будет придумать для себя какие-либо уловки и оправдания. И здесь «праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда же дела наши осудят нас…»

Бог Отец в огненном круге херувимов и Небесный Иерусалим, обитель праведников. Слева показаны монахи с крыльями, взлетающие на небо, по видению Иоанна Колова

Бог Отец в огненном круге херувимов и Небесный Иерусалим, обитель праведников. Слева показаны монахи с крыльями, взлетающие на небо, по видению Иоанна Колова

Суд. Взвешивание грехов и добрых дел. Огненный змей, выползающий из бездны, тянется к пяте Адама, в соответствии со словами Книги Бытия. Тело змея унизано кольцами с названиями мытарств, соответствующих человеческим грехам - скупость, убийство, лжесвидетельство и т.д.

Суд. Взвешивание грехов и добрых дел. Огненный змей, выползающий из бездны, тянется к пяте Адама, в соответствии со словами Книги Бытия. Тело змея унизано кольцами с названиями мытарств, соответствующих человеческим грехам — скупость, убийство, лжесвидетельство и т.д.

Все сцены снабжены подробными надписями: "Архиереи и всякие чиноначальники духовного чина, иже овец своих порученных словом и образом благословенным не питали и об их спасении небрегли, идут в муку вечную"; "Цари и всякие власти века сего, которые неправо господствовали над поддаными своими, насильно грабили и озлобляли, идут в муку вечную"; "Жиды, агаряне и все не познавшие Господа нашего Иисуса Христа идут в муку вечную"...

Все сцены снабжены подробными надписями: «Архиереи и всякие чиноначальники духовного чина, иже овец своих порученных словом и образом благословенным не питали и об их спасении небрегли, идут в муку вечную»; «Цари и всякие власти века сего, которые неправо господствовали над поддаными своими, насильно грабили и озлобляли, идут в муку вечную»; «Жиды, агаряне и все не познавшие Господа нашего Иисуса Христа идут в муку вечную»…

Мука чародеям и волшебником... Мука клеветникам и двоязычником...

Мука чародеям и волшебником… Мука клеветникам и двоязычником…

Эх, грехи наши тяжкие…


Церковь Иоанна Предтечи. Вид с Соборной колокольни

Церковь Иоанна Предтечи. Вид с Соборной колокольни

Еще один храм на Соборной площади — церковь Иоанна Предтечи. Она была построена в середине XVIII века, почти через двести лет после строительства Христорождественского храма, однако имеет схожий с ним облик. Сейчас этот храм передан Православной Церкви.

На Соборной колокольне

На Соборной колокольне

Архитектурной доминантой и самым высоким зданием Каргополя, является Соборная колокольня. Она была построена в конце XVIII века на средства, выделенные императрицей Екатериной II. Характерной особенностью колокольни является ориентация в пространстве, не соответствующая церковным канонам. Фасад колокольни и увенчивающий её крест развернуты не на запад, а на северо-восток. Это сделано для того,  чтобы усилить впечатление, которое колокольня производила на въезжающих в город по Петербургскому тракту. Ожидалось, что Екатерина II посетит Каргополь, отстроенный после большого пожара, и новая  колокольня бросится ей в глаза. Однако визит императрицы в Каргополь так и не состоялся…


Архитектурный ансамбль Старой Торговой площади

Архитектурный ансамбль Старой Торговой площади

На Старой Торговой площади также находятся несколько интересных церквей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в конце XVII века. По своей архитектуре она отличается от других каргопольских церквей и скорее напоминает московские посадские храмы.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь святителя Николая (слева)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь святителя Николая (слева)

Самое большое здание на Старой торговой площади Каргополя — это Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в начале XVIII века. Он замечателен своей каменной резьбой. Церковь святителя Николая, находящаяся рядом, гораздо проще по архитектуре и не имеет особых архитектурных украшений.

Стена Благовещенского собора

Стена Благовещенского собора

Каменная резьба Благовещенского собора

Каменная резьба Благовещенского собора

Церковь святителя Николая

Церковь святителя Николая

На Старой Торговой площади

На Старой Торговой площади


Не все церкви Каргополя пережили советское время, часть из них была разрушена, многие пришли в ветхое состояние. В настоящее время сохранившиеся храмы приводятся в порядок, реставрируются. Некоторые из них возвращены Православной Церкви и сейчас являются действующими храмами, в некоторых размещаются музейные экспозиции. Например, коллекция икон Каргопольского музея хранится в здании церкви Зосимы и Савватия Соловецких «на Горке». Храм был возведен в начале XIX века в духе классицизма, в некотором отдалении от исторического центра, на небольшой возвышенности. Представленная здесь экспозиция, хотя и небольшая, но, на наш взгляд, довольно интересная.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, ныне выставочный зал Каргопольского музея

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, ныне выставочный зал Каргопольского музея

Экспозиция музея в церкви Зосимы и Савватия Соловецких

Экспозиция музея в церкви Зосимы и Савватия Соловецких

Господь Вседержитель (Спас оплечный). Первая половина XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Господь Вседержитель (Спас оплечный). Первая половина XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Вообще о северной иконе мы собираемся написать в рассказе об Архангельске, поскольку там в художественном музее собрана их большая коллекция. Сейчас же просто приведем несколько образцов каргопольских икон.

Рождество Богородицы. Вторая половина XVI века. Свидский погост. Из собрания Каргопольского музея

Рождество Богородицы. Вторая половина XVI века. Свидский погост. Из собрания Каргопольского музея

Евангелист Матфей. Створка Царских Врат. Из села Астафьево Каргопольского района. Сер. XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Евангелист Матфей. Створка Царских Врат. Из села Астафьево Каргопольского района. Сер. XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Святая Троица. Волосово. Вторая половина XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Святая Троица. Волосово. Вторая половина XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Двойная икона. Чудо св. Георгия о змии и священномученик Власий Севастийский. Из часовни св. Георгия Победоносца в деревне Низ Ошевенского сельсовета. Конец XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Двойная икона. Чудо св. Георгия о змии и священномученик Власий Севастийский. Из часовни св. Георгия Победоносца в деревне Низ Ошевенского сельсовета. Конец XVII века. Из собрания Каргопольского музея

Представлены в Каргопольском музее и некоторые образцы резных икон и изображений. Одно время они были популярны на Руси, однако в петровскую и послепетровскую эпоху резные изображения стали запрещаться, поскольку в них видели пережитки язычества или влияние католичества. Кстати, деревянная скульптура на сюжет «Христос в темнице» заслуживает отдельного рассказа. Этот образ в русской храмовой скульптуре получил широкое распространение в XVIII веке. Подобные изваяния впервые появились в средневековой Германии, однако на Русь они пришли не из Европы, а со Святой Земли.  Изображение Спасителя «в узах»  было известно по гравюрам, изображавшим кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме, и первая скульптура «Христос в темнице» на Руси была изготовлена по распоряжению патриарха Никона для Воскресенского собора подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Она была установлена в той части собора, где была воспроизведена темница Спасителя.

Никола Можайский. Конец XVI - начало XVII века

Никола Можайский. Конец XVI — начало XVII века

Христос в темнице. XIX век

Христос в темнице. XIX век


Игрушки Ульяны Бабкиной в Архангельском художественном музее

Игрушки Ульяны Бабкиной в Архангельском художественном музее

С Каргополем связана еще одна занимательная история. В советское время здесь жила замечательная бабушка Ульяна Бабкина, мастер народной каргопольской игрушки. Её работы отличались яркой эмоциональностью, экспрессивностью, радостным настроением. Судьба Ульяны Бабкиной была непростой, все перипетии бурной российской истории XX века прошлись по её жизни, тем не менее она сохранила в себе внутреннюю чистоту и цельность, так редко встречающуюся в наше время. Один мужчина, одна корова, одна жизнь…
К сожалению, из-за небольшого времени пребывания в Каргополе мы не попали в ту часть Каргопольского музея, где выставлены её игрушки. Только увидели пару её работ в Архангельском художественном музее. Значит, есть ещё повод вернуться в Каргополь…

О народной мастерице  Ульяне Бабкиной есть замечательный документальный фильм «Куда ушла старушка», просто поставим ссылку на него.

А нас тем временем ждали еще поездки по каргопольским окрестностям. Однако, прежде чем отправиться в них, немного расскажем о деревянных «небесах» северных церквей. На наш взгляд, расписные «небеса» — это одна из главных достопримечательностей Каргополья.

Комментирование запрещено