Суздаль. Часть 2. Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь. Южная сторона

Спасо-Евфимиев монастырь. Южная сторона

Так получилось, что Спасо-Евфимиев монастырь стал конечным пунктом нашего путешествия по Суздалю и его окрестностям. И несмотря на то, что мы уже немного устали и были пресыщены разной информацией, монастырь произвел на  нас сильное впечатление. Впечатлило все — и его история, и архитектура, и интересные музейные экспозиции. Из-за ограничения во времени нам удалось посмотреть далеко не все, поэтому наш рассказ не претендует на исчерпывающую полноту.


Прп. Евфимий Суздальский. Икона XVI в. Из собрания музея "Спасо-Евфимиев монастырь"

Прп. Евфимий Суздальский. Икона XVI в. Из собрания музея «Спасо-Евфимиев монастырь»

Сразу оговоримся, Спасо-Евфимиев монастырь не действующий. Сейчас это музейный комплекс, входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. История  монастыря насчитывает более 600 лет. В 1352 году  монахом нижегородского Печерского монастыря Евфимием по просьбе суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича была основана Преображенско-Суздальская обитель. Прп. Евфимий сам выбрал для нее место на высоком берегу реки Каменки. Как сообщается в его житии, пробыв настоятелем монастыря 52 года, он умер в 1404 году глубоким старцем в возрасте 88 лет и здесь же был похоронен. В 1507 году при восстановлении  монастыря после пожара,  были обретены нетленные мощи прп. Евфимия. В 1549 году прп. Евфимий Суздальский был канонизирован, а монастырь переименован в Спасо-Евфимиев. Благодаря вкладам суздальско-нижегородских и московских князей в XVI – XVII вв. был возведен каменный архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней. В него входят Спасо-Преображенский собор (1594), монастырская звонница (XVI-XVII вв.), Благовещенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.), Успенская трапезная церковь (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669), архимандритский корпус (XVII в.), братский келейный корпус (XVII-XIX вв.), тюремный корпус (XVIII в.), крепостные стены с 12 башнями (XVII в.)

Макет Спасо-Евфимиева монастыря. Внизу проездная башня

Макет Спасо-Евфимиева монастыря. Внизу проездная башня

Вид на крепостные стены со стороны р. Каменки

Вид на крепостные стены со стороны р. Каменки


Самая высокая монастырская (проездная) башня имеет высоту 22 метра. Башня богато украшена декоративными элементами,  в ее массивном основании проделаны две проездные арки. Сейчас здесь вход в музей, книжная лавка и билетная касса. В 60-е годы XIX века, когда возникла угроза обрушения башни, были проведены работы по ее укреплению. В советское время башня использовалась в качестве водонапорной. В начале 1980-х годов было проведено еще одно ее серьёзное инженерное укрепление и реставрация. Перед входом установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, прах которого покоится в родовой усыпальнице на территории монастыря.

Проездная башня Спасо-Евфмиева монастыря

Проездная башня Спасо-Евфмиева монастыря

Памятник князю Дмитрию Пожарскому

Памятник князю Дмитрию Пожарскому


За проездной башней  открывается внутренний дворик и вид на Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Святые врата служили  входом в монастырь до того, как были возведены каменные крепостные стены.  В настоящее время в Благовещенской церкви размещается экспозиция «Дмитрий Пожарский — национальный герой». Дорожка от Святых врат ведет к основной части архитектурного ансамбля монастыря — Спасо-Преображенскому собору, звоннице и Успенской трапезной церкви.

Святые врата с Благовещенской надвратной церковью

Святые врата с Благовещенской надвратной церковью

Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь и звонница

Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь и звонница

Спасо-Преображенский собор — главный храм Спасо-Евфимиева монастыря. В 1511 году на месте пострадавшей во время пожара Спасо-Преображенской церкви здесь, над могилой прп. Евфимия, была возведена  маленькая бесстолпная Спасская церковь. На сегодняшний день это древнейшее из сохранившихся каменных монастырских сооружений.  В 1594 году к ней было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (он расположен с юго-восточной стороны собора). Во второй половине XIX века с противоположной стороны к храму пристроен придел прп. Сергия Радонежского.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Справа придел св. Евфимия

Спасо-Преображенский собор. Справа придел св. Евфимия

На стенах собора — монументальная живопись 1689 года, до этого храм не был расписан. К сожалению, первоначальный иконостас храма утрачен. Уникальные фрески созданы артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина — одного из лучших мастеров того времени. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Вид на алтарную часть

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Вид на алтарную часть

Придел в честь св. прп. Сергия Радонежского

Придел в честь св. прп. Сергия Радонежского

В центральном куполе композиция "Отечество", традиционная для костромских иконописцев

В центральном куполе композиция «Отечество», традиционная для костромских иконописцев

Роспись апсиды

Роспись апсиды

Фрески Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 1

Фрески Спасо-Преображенского собора

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 2

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 3

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 3

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 4

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 4

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 5

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 5

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 6

Фрески Спасо-Преображенского собора. Фрагмент 6

Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 1

Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 1

Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 2

Фрески Спасо-Преображенского собора. Евфимиевский придел. Фрагмент 2

В Соборе покоятся мощи св. прп. Евфимия Суздальского. Сень и рака с мощами преподобного примыкает к стене Евфимиевского придела, недалеко от места, где находилось его первоначальное захоронение. В Евфимиевском приделе выставлена одна из ценностей собора — мозаичная икона «Спас Вседержитель» (1867-1869) с фронтона мавзолея Дмитрия Пожарского.

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Справа сень и рака с мощами прп. Евфимия Суздальского

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Справа сень и рака с мощами прп. Евфимия Суздальского

Икона "Спас Вседержитель" в Евфимиевском приделе

Икона «Спас Вседержитель» в Евфимиевском приделе


У мавзолея непростая история. Княжеский род Пожарских, имея владения в Суздальской земле, был тесно связан со Спасо-Евфимиевым монастырем: здесь была их родовая усыпальница с часовней, здесь были похоронены родители Дмитрия Пожарского, сюда он приезжал помолиться перед битвой за Москву с поляками и литовцами, здесь он был похоронен апреле 1642 года. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, усыпальница была разорена разгневанной братией, часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Новый мавзолей был построен в 1885 году. Более пяти лет собирались средства (добровольные пожертвования) на его строительство. Была собрана огромная по тем временам сумма — 75 тысяч рублей. Строительство продолжалось более 25 лет. Мавзолей представлял собой очень красивое, величественное сооружение из белого итальянского мрамора. В 1933 году усыпальница вновь была разорена, часть мраморных плит вывезена в Москву (по некоторым свидетельствам, их использовали для отделки станции Московского метрополитена). Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. В 1974 году на месте усыпальницы была установлена плита с барельефом Д.М. Пожарского. В наши дни разрушенный мавзолей XIX века воссоздан по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям. Его торжественное открытие состоялось 4 ноября 2009 года. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Памятник-часовня поставлен не на месте прежнего мавзолея, а немного дальше от апсид собора. Там, где он находился раньше, установлен памятный каменный крест.

Памятный крест на месте усыпальницы князей Пожарских и Хованских

Памятный крест на месте усыпальницы князей Пожарских и Хованских

Восстановленный памятник-часовня Д. М. Пожарского

Восстановленный памятник-часовня  Д. М. Пожарского


Еще одно уникальное монастырское строение — звонница. Она состоит из нескольких построенных в разное время зданий. Самое древнее из них — девятигранная столпообразная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (нач. XVI в.). Позднее (XVI—XVII вв.) к ней была пристроена трёхпролетная галерея звонов. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов (колокола XVI в. не сохранились). Напротив звонницы находится Успенская трапезная церковь (1525) с примыкающими к ней архимандритским корпусом.

Звонница Спасо-Евфимиева монастыря. Слева церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи

Звонница Спасо-Евфимиева монастыря. Слева церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь


Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря

Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря

В братском корпусе размещается несколько музейных экспозиций, самая большая из них — «История суздальских монастырей», рассказывающая о хозяйственной, просветительской и благотворительной деятельности местных монастырей. Русские монастыри, особенно в средние века служили опорой княжеской власти, нередко участвовали в исторически значимых событиях, обладали большим духовно-нравственным авторитетом.  Суздаль был одним из крупнейших религиозных центров с большими монастырями, которые использовались не только в качестве крепостей, но и как культурные и образовательные центры. До появления книгопечатания в некоторых монастырях занимались перепиской книг. В XVI веке создателем житийной литературы в Суздале был монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Им написаны жития основателя монастыря Евфимия, Евфросинии Суздальской, суздальского епископа Иоанна. Книгохранилище Спасо-Евфимиева монастыря имело полный состав богослужебных книг, многочисленные проповеднические и нравоучительные сочинения. В женских монастырях, как правило, занимались различным рукоделием: вышивкой, вязанием, плетением кружев и т.п.

Место, где монахи занимались переписыванием богослужебных книг. Реконструкция

Место, где монахи занимались переписыванием богослужебных книг. Реконструкция

Келья женского монастыря. Монахиня за рукоделием. Реконструкция

Келья женского монастыря. Монахиня за рукоделием. Реконструкция

Убиение в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из "Жития Евфросинии Суздальской". XVII в.

Убиение в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из «Жития Евфросинии Суздальской». XVII в.

Покров на гробницу св. князя Андрея Боголюбского. XVIII в. Фрагмент.

Покров на гробницу св. князя Андрея Боголюбского. XVIII в. Фрагмент.

Суздальские изразцы. XVIII в.

Суздальские изразцы. XVIII в.

Изразцы в Суздале начали производить с конца XVI в.

Изразцы в Суздале начали производить с конца XVI в.

Вериги. XVIII в. Носили под одеждой на голом теле тайно для смирения плоти

Вериги. XVIII в. Носили под одеждой на голом теле тайно для смирения плоти

Символы евангелистов. Часть алтарной напрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда. XVIII в.

Символы евангелистов. Часть алтарной напрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда. XVIII в.


Суздальская монастырская тюрьма

Суздальская монастырская тюрьма

Существует в истории Спасо-Евфимиева монастыря и мрачная страница. В 1766 году по распоряжению императрицы Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма. В XIX веке здесь находились в заточении декабрист Ф. Шаховской, монах-предсказатель Авель, епископы-старообрядцы. Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был ликвидирован, на его территории разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие  политические деятели, священнослужители,  экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».


Уже двигаясь к выходу, мы посетили еще одну монастырскую достопримечательность — «Аптекарский огород». Он находится недалеко от проездной башни, справа от входа. «Аптекарские огороды», предназначенные для выращивания лекарственных трав, начинают создаваться по всей России с XVI века, после открытия по указу царя Иоанна Грозного Аптекарского приказа. Согласно историческим данным в XVIII веке Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Уход за огородом было одним из монашеских послушаний.

"Аптекарский огород"

«Аптекарский огород»

Воссозданный "Аптекарский огород"

Воссозданный «Аптекарский огород»

Ну и напоследок не удержались, прошлись по крепостным стенам.

Проход на крепостной стене Спасо-Евфимиева монастыря

Проход на крепостной стене Спасо-Евфимиева монастыря

Вид на монастырский комплекс с крепостной стены. Справа Благовещенская надвратнаяцерковь

Вид на монастырский комплекс с крепостной стены. Справа Благовещенская надвратная церковь

Наш рассказ о других  замечательных местах древнего Суздаля можно почитать здесь. Продолжение следует …


Комментирование запрещено