Псковская земля. Часть 2. Городские монастыри Пскова

Естественно, в своих прогулках по Пскову мы не могли пройти мимо древних псковских монастырей. Первые монастыри здесь были основаны практически одновременно с возведением главного псковского храма, Троицкого собора, в 11-12 веках. Как и в Новгороде, монастыри были устроены на подходах к городу по реке. Выше города по течению реки Великой был основан Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, ниже — Иоанно-Предтеченский и, немного позднее, в конце 13-го века, Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь.

Мирожский монастырь — Снетогорский монастырь — Иоанно-Предтеченский монастырь — псковская икона


Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Завеличский Мирожский  монастырь находится на левом берегу реки Великой (то есть в Завеличье, напротив Кремля и старого города Пскова), при впадении речки Мирожки в реку Великую. Он был основан новгородским архиепископом Нифонтом в начале 12-го века, в то время, когда владыка Нифонт был в конфликте с новгородцами, и пребывал во Пскове. В 1130-1140 гг. главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор, был расписан приглашенными византийскими мастерами, и эти росписи практически полностью дошли до нас. Это единственный в России храм с полностью сохранившимися росписями домонгольского периода. Со временем к собору была пристроена звонница, на нем было сделано четырехскатное покрытие, кроме того, за время его существования вокруг него выросло около 2 метров грунта, так что, стоя перед входом, трудно понять изначальный вид собора. Он более-менее просматривается лишь при взгляде с другой стороны реки Великой. Строили собор, вероятно, новгородские мастера.

Спасо-Преображенский собор. Вид с западной стороны

Спасо-Преображенский собор. Вид с западной стороны

Спасо-Преображенский собор. Музейная реконструкция первоначального вида

Спасо-Преображенский собор. Музейная реконструкция первоначального вида

Сохранности росписей способствовало то обстоятельство, что они были забелены, вероятно, уже в 17-м веке. Заново росписи были открыты в конце 19-го века и были поновлены. Сейчас в соборе потихоньку снимаются сделанные тогда поновления. Так что там, где росписи выглядят более насыщенно — это поновление, там, где побледнее — это восстановленный слой 12-го века. Специалисты видят во фресках собора отражение христологических и литургических споров, проходивших в то время в Византии. Кроме того, именно в 11-12 веках в полной мере стало проявляться взаимодействие храмового искусства и богослужения, и программа росписи собора служит явным подтверждением этого. Однако сейчас мы не будем углубляться в догматические и богослужебные тонкости… Одна из ведущих композиций собора — «Деисус» в конхе (полукуполе) алтарной части, показывающая Христа на престоле и склонившимися перед ним в молении Богородицу и Иоанна Предтечу. Ниже — сцена причащения апостолов. Также в своде алтаря изображена сцена Преображения — это храмовый праздник собора. В куполе расположена сцена Вознесения. Славу со Христом несут восемь «шагающих» (или даже «танцующих») ангелов.

Роспись алтарной части

Роспись алтарной части

Роспись купола

Роспись купола

Роспись южной стороны

Роспись южной стороны

Первосвященник

Первосвященник

Евангелист Лука

Евангелист Лука

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей

Архангел Гавриил в сцене Благовещения

Архангел Гавриил в сцене Благовещения

Богородица в сцене Благовещения

Богородица в сцене Благовещения

Спасо-Преображенский собор относится к Псковскому музею, богослужения в нем не проводятся. В притворе собора хранятся собранные из разных мест каменные кресты — надгробные, поклонные, «путеуказатели». Такие кресты характерны для северо-западной Руси, на Псковской земле они получили особое распространение в 14-15 веках.

Здесь отмечен уровень воды во время одного из больших разливов реки Великой

Здесь отмечен уровень воды во время одного из больших разливов реки Великой

Псковские каменные кресты

Псковские каменные кресты


Богоматерь Мирожская. Из собрания Псковского художественного музея

Богоматерь Мирожская. Из собрания Псковского художественного музея

Еще один храм Мирожского монастыря — надвратная церковь св. Первомученика архидиакона Стефана, здесь идут монастырские службы. Каменный иконостас этого храма в 90-х годах был сделан и расписан в византийских традициях одним из лучших отечественных иконописцев — архимандритом Зиноном (Теодором), бывшим в то время насельником монастыря. Главной иконой Мирожского монастыря являлся образ Богоматери Мирожской. К сожалению, оригинальная икона 13-го века до нас не дошла, в Стефановской церкви находится список этой иконы 16-го века. Один из ранних списков также хранится в коллекции Псковского художественного музея. Данная икона относится к редкому иконописному типу «Великая Панагия» («Всесвятая»), иногда его называют «Богородица Воплощение», поскольку у неё на груди, в складках одежды, изображен младенец Христос. Перед Богородицей предстоят псковский князь Довмонт и его супруга Мария.

Спасо-Преображенский собор и Стефановская церковь (справа)

Спасо-Преображенский собор и Стефановская церковь (справа)

Надвратная Стефановская церковь

Надвратная Стефановская церковь


Снетогорский монастырь. Вид с реки Великой

Снетогорский монастырь. Вид с реки Великой

Второй не менее известный в узких кругах древний псковский монастырь — Снетогорский. Дата его основания точно не известна, но главный храм монастыря, каменный собор Рождества Богородицы, был построен в конце 13-го века, во время княжения князя Довмонта. Название монастыря происходит от Снятной горы, на которой стоит монастырь, а сама Снятная гора получила название от местной промысловой рыбы — снети. К сожалению, в настоящее время гора заросла лесом, и с реки монастырь почти не виден.

В 14-15 веках Снетогорский монастырь был главным духовным духовным центром Псковской земли. Монахами Снетогорского монастыря Ефросином Псковским и Саввой Крыпецким были основаны Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастырь в окрестностях Пскова. В свою очередь выходцами из этих монастырей были основаны еще ряд псковских, и не только псковских, монастырей. В частности, учеником Ефросина Онуфрием был основан Мальский монастырь в окрестностях Изборска, о котором мы еще расскажем. Монахом Крыпецкого монастыря был преподобный Нил Столобенский, основатель Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер (здесь мы еще не побывали). В общем Снетогорский монастырь в некотором смысле сыграл в местном масштабе роль Троице-Сергиевой Лавры, будучи школой монашеской жизни и центром распространения монашества на Псковской земле. Позднее, в 16-м веке, роль главного духовного центра Псковской земли перешла к Псково-Печерскому монастырю.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Собор Рождества Богородицы с пристройками. Слева - останки разрушенной колокольни 15-го века

Собор Рождества Богородицы с пристройками. Слева — останки разрушенной колокольни 15-го века

В настоящее время главной художественной ценностью Снетогорского монастыря являются частично сохранившиеся фрески собора Рождества Богородицы. Собор был расписан вскоре после постройки, в начале 14-го века, и эти росписи дошли до нас, хотя и не в очень хорошем состоянии. В 15-м веке в храме был сильный пожар, в конце 16-го века он пострадал во время военных действий при осаде Пскова польскими войсками, и сохранившиеся фрагментарно росписи тогда же были забелены и заново открыты уже в 20-м веке.

Снетогорская Богородица с младенцем

Снетогорская Богородица с младенцем

Рождество Богородицы

Рождество Богородицы

Фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря представляют собой замечательное явление. Особенно ценно, что собор был расписан не приглашенными греческими художниками, а местными мастерами. Его росписи представляют собой самый ранний образец псковской школы иконописи. Фрески псковских мастеров уникальны и самобытны, их трудно спутать с какими-нибудь другими. Они отличаются особой выразительностью и динамизмом, достаточно темным и немного резковатым колоритом. В дальнейшем эти черты стали общими признаками псковской школы. Можно сказать, что собор Рождества Богородицы и его фрески — это «жемчужина из жемчужин» среди множества других памятников древнерусской культуры Псковской земли.

Успение Богородицы. Фрагмент

Успение Богородицы. Фрагмент

Успение Богородицы. Фрагмент

Успение Богородицы. Фрагмент

Вознесение. Фреска в куполе

Вознесение. Фреска в куполе

Проповедь Христа в храме. Фрагмен

Проповедь Христа в храме. Фрагмент

Распятие

Распятие

Сошествие во ад

Сошествие во ад

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фрагмент

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фрагмент

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фрагмент

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фрагмент

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Страшный Суд. Фрагмент

Страшный Суд. Фрагмент


Собор Рождества Иоанна Предтечи

Собор Рождества Иоанна Предтечи

И, наконец, еще один древний псковский монастырь — Иоанно-Предтеченский (Ивановский). К сожалению, сохранился только главный храм этой обители — собор Рождества Иоанна Предтечи, построенный в середине 12-го века новгородскими мастерами, которые были приглашены уже упоминавшимся новгородским архиепископом Нифонтом. В настоящее время храм является подворьем Крыпецкого монастыря, и мы там еще побываем.

Изначально Иоанно-Предтеченский монастырь был женским, и в соборе похоронены «под спудом» две псковские святые — княгиня Евпраксия Псковская и княгиня Марфа Псковская, супруга знаменитого псковского князя Довмонта. Какие-либо фрески в соборе не сохранились, и уже в наше время известный иконописец о. Андрей Давыдов, который долгое время был настоятелем этого храма, написал иконы для иконостаса и сделал росписи стен. Росписи и иконостас выполнены в византийском стиле и как-то очень гармонично вписываются в пространство этого древнейшего русского храма. Да и вообще приглянулся нам собор Рождества Иоанна Предтечи. Мы побывали здесь и на богослужениях, и на престольном празднике. Правильное место…

Внутри собора Рождества Иоанна Предтечи

Внутри собора Рождества Иоанна Предтечи

Крестный ход в праздник Рождества Иоанна Предтечи

Крестный ход в праздник Рождества Иоанна Предтечи


В завершение попробуем еще немного рассказать о псковской иконописи. Естественно, мы побывали в Псковском художественном музее и посмотрели коллекцию псковских икон. Как уже было сказано, псковская школа иконописи сложилась в начале 14-го века и просуществовала до конца 16-го, дольше, чем другие локальные иконописные школы. Для псковской иконописи характерна выраженная экспрессивность, напряженность, широкое использование красного цвета, часто в сочетании с зеленым или синим. Типичными образцами псковского стиля считаются иконы «Рождество Христово» и «Сошествие во ад» середины 15-го века.

Рождество Христово. Из собрания Псковского художественного музея

Рождество Христово. Из собрания Псковского художественного музея

Сошествие во ад. Из собрания Псковского художественного музея

Сошествие во ад. Из собрания Псковского художественного музея

Считается, что иконы «Огненное восхождение пророка Илии» и «Чудо Георгия о змие» середины 16-го века близки народному искусству. Они более демократичны и немного наивны.

Огненное восхождение пророка Илии. Из собрания Псковского художественного музея

Огненное восхождение пророка Илии. Из собрания Псковского художественного музея

Чудо Георгия о змие. Из собрания Псковского художественного музея

Чудо Георгия о змие. Из собрания Псковского художественного музея

Предста Царица. Из собрания Псковского художественного музея

Предста Царица. Из собрания Псковского художественного музея

С другой стороны, икона «Предста Царица» середины 16-го века относится к разряду сложных символических икон, появившихся в то время в русском искусстве. К этому же типу относится и новгородская икона Софии, Премудрости Божией, о которой мы уже говорили. Не будем вдаваться в тонкости символических толкований, но в целом специалисты склонны видеть в этом сюжете темы символического сопоставления Церкви и Богоматери, и мистического брака Христа и Церкви.


На этом заканчивается наш, как всегда затянувшийся, рассказ о псковских монастырях, фресках и иконах. Пора уже отправиться по окрестностям Пскова…

Комментирование запрещено