Каргополь. Небеса деревянных храмов

Одним из главных художественных сокровищ Каргополья являются деревянные церкви с сохранившимися расписными потолочными «небесами». Во время нашего пребывания здесь мы постарались по возможности посещать такие церкви, и теперь попробуем немного рассказать о «небесах» Русского Севера.


Церковь свт. Иоанна Златоуста в деревне Саунино — Расписные «небеса» в коллекции Каргопольского музея — Ильинская часовня в деревне Слобода


Саунино

Саунино

Недалеко от Каргополя, в деревне Саунино, находится замечательная деревянная церковь свт. Иоанна Златоуста. Она является ярким образцом русской деревянной архитектуры, классическим примером деревянного шатрового храма «восьмерик на четверике» — то есть на нижний четырехугольный сруб был поставлен восьмиугольный, и завершалась постройка высоким шатром. Со временем к церкви св. Иоанна Златоуста была пристроена обширная трапезная и поставлена отдельно стоящая шестигранная колокольня. Деревянные шатровые храмы издавна строились на Руси, что было связано с особенностями строительного материала — построить из досок шатер значительно проще, чем круглый купол. Особое распространение шатровые храмы получили с XVI века, когда в таком стиле стали строиться и каменные церкви, пока в XVII веке шатровая форма храмов не была запрещена указом патриарха Никона.


Церковь свт. Иоанна Златоуста в деревне Саунино

Церковь свт. Иоанна Златоуста в деревне Саунино

Основной храм, пристроенная трапезная с теплым приделом (над ним маленький купол) и колокольня

Основной храм, пристроенная трапезная с теплым приделом (над ним маленький купол) и колокольня

Трапезная церкви св. Иоанна Златоуста. Два массивных резных столба поддерживают потолочную балку-матицу. На столбах традиционная деревянная резьба в виде "дынек", перехваченных жгутами

Трапезная церкви св. Иоанна Златоуста. Два массивных резных столба поддерживают потолочную балку-матицу. На столбах традиционная деревянная резьба в виде «дынек», перехваченных жгутами

Иконостас церкви св. Иоанна Златоуста

Иконостас церкви св. Иоанна Златоуста


В церкви сохранились потолочные «небеса», расписанные той же артелью иконописцев, что и Христорождественский собор в Каргополе. «Небеса» (или «небо») являются характерной особенностью деревянных шатровых храмов Русского Севера и представляют собой каркасный потолок в виде солнца с расходящимися лучами, который перекрывает внутреннее пространство храмового шатра. Это делалось из практических соображений — из-за большого объема шатра храм трудно было протопить зимой, поэтому внутреннее пространство перекрывалось низким потолком, сделанным в виде особой конструкции, опирающейся на боковые стены и позволяющей обходиться без установки дополнительных опор в центре храма. Опорная конструкция обшивалась досками — гранями, число которых могло меняться от 8 до 24, в зависимости от площади перекрываемого пространства («небо» саунинской церкви содержит 12 граней). «Небеса» расписывались сюжетами на библейские и новозаветные темы и являлись аналогом купола в обычном храме — Царства Небесного, зримо присутствующего в церкви. Однако, поскольку «небеса» устанавливались достаточно низко, здесь зримое Царство Небесное было максимально приближено к молящимся.

Пишут, что на Русском Севере осталось не более двух десятков церквей и часовен с сохранившимися «небесами», и они продолжают утрачиваться, в основном от пожаров, как недавно это случилось в Карелии, с церковью Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Так что надо успеть увидеть то, что еще сохранилось…

Потолочные "небеса" церкви св. Иоанна Златоуста в Саунино. В центре - новозаветная Троица, окруженная серафимами, на гранях - изображения святых и сцены из Евангелия

Потолочные «небеса» церкви св. Иоанна Златоуста в Саунино. В центре — новозаветная Троица, окруженная серафимами, на гранях — изображения святых и сцены из Евангелия

"Небеса" церкви св. Иоанна Златоуста. Фрагмент

«Небеса» церкви св. Иоанна Златоуста. Фрагмент


Первый этаж каргопольского Христорождественского собора с хранящимися здесь "небесами"

Первый этаж каргопольского Христорождественского собора с хранящимися здесь «небесами»

Большая коллекция расписных «небес» из не сохранившихся деревянных церквей Каргополья хранится в Каргопольском музее, на первом этаже Христорождественского собора. Следует сказать, что фрагменты «небес» могли иметь разную форму, в зависимости от формы потолочного перекрытия.

Грани "неба"

Грани «неба»

Музейная реконструкция одного из "небес"

Музейная реконструкция одного из «небес»

Евангелисты Лука и Матфей. Грани "неба" из храма Рождества Христова дер. Большая Шалга Каргопольского р-на. Конец XVIII века. Из собрания Каргопольского музея-заповедника

Евангелисты Лука и Матфей. Грани «неба» из храма Рождества Христова дер. Большая Шалга Каргопольского р-на. Конец XVIII века. Из собрания Каргопольского музея-заповедника

Трубящий ангел. Парус "неба" из Никольской церкви с. Волосово Каргопольского р-на. Кон. XVIII века. Из собрания Каргопольского музея-заповедника

Трубящий ангел. Парус «неба» из Никольской церкви с. Волосово Каргопольского р-на. Кон. XVIII века. Из собрания Каргопольского музея-заповедника

Явление Спасителя ученикам на Генисаретском озере. Грань "неба" из Никольской церкви дер. Жуковская (Ловзанга) Каргопольского р-на. 1890 г. Иконописец П.П. Булатов. Из собрания Каргопольского музея

Явление Спасителя ученикам на Генисаретском озере. Грань «неба» из Никольской церкви дер. Жуковская (Ловзанга) Каргопольского р-на. 1890 г. Иконописец П.П. Булатов. Из собрания Каргопольского музея

Шестой день творения. Грань "неба". Из собрания Каргопольского музея

Шестой день творения. Грань «неба». Из собрания Каргопольского музея

Огненное восхождение пророка Илии. Грань "неба". Из собрания Каргопольского музея

Огненное восхождение пророка Илии. Грань «неба». Из собрания Каргопольского музея

Адам и Ева скрываются от лица Божиего. Грань "неба". Из собрания Каргопольского музея

Адам и Ева скрываются от лица Божиего. Грань «неба». Из собрания Каргопольского музея


Ильинская часовня в деревне Слобода

Ильинская часовня в деревне Слобода

Однако наиболее сильное впечатление на нас произвели «небеса» небольшой Ильинской часовни в деревне Слобода, неподалеку от деревни Калитинка. Скорее всего это было связано с тем, что это действующая часовня и находится в своей естественной среде. Можно было спокойно, без посторонних, постоять в ней, помолиться, посозерцать росписи, почувствовать дух этого места. Как ни странно, эта часовня напомнила нам маленькие византийские церкви с сохранившимися росписями, которые мы видели на Крите. Та же внутренняя тишина, спокойствие и близость Небес…

Внутри Ильинской часовни

Внутри Ильинской часовни

Купол Ильинской часовни

Купол Ильинской часовни

Грани "небес". В верхней части евангельские сюжеты - притча о блудном сыне, о добром самарянине, о богаче и Лазаре. В нижней части ветхозаветные сюжеты - Каин убивает Авеля, Ева угощает Адама яблоком, изгнание из Рая

Грани «небес». В верхней части евангельские сюжеты — притча о блудном сыне, о добром самарянине, о богаче и Лазаре. В нижней части ветхозаветные сюжеты — Каин убивает Авеля, Ева угощает Адама яблоком, изгнание из Рая

Моисей получает скрижали Завета на горе Синай

Моисей получает скрижали Завета на горе Синай

Трубящий ангел. Парус "неба"

Трубящий ангел. Парус «неба»

Еще один трубящий ангел

Еще один трубящий ангел

В деревне Слобода

В деревне Слобода

С нами произошел тут забавный случай. Пока мы фотографировали часовню снаружи, к нам подошли два местных жителя непонятного вида и упрекнули, что мол, мы тут ходим, фотаем, а часовня тем временем разрушается, лучше бы что полезного сделали. Сначала хотелось ответить, что они тут постоянно живут, может и самим бы стоило что-то подремонтировать, а не ждать, что приезжие все сделают. Но потом пришло в голову, что на самом деле статус таких деревянных церквей и часовен до конца непонятен. Они поставлены на учет государством как памятники, и делать тут что-то самочинно нельзя. С другой стороны, поскольку денег на ремонт выделяется мало, потихоньку всё ветшает. Вот такие дела… Но подробнее о деревянных церквях Каргополья мы расскажем в следующей части нашего повествования.

Ильинская часовня

Комментирование запрещено